Образец для цитирования:
Рягузова Е. В. ДИССОЦИАЦИЯ И ПЕРСОНИФИКАЦИЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ «ГЕРОЙ» У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. , вып. 3. С. 273-276. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2014-3-3-273-276
ДИССОЦИАЦИЯ И ПЕРСОНИФИКАЦИЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ «ГЕРОЙ» У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на выборке подростков 11–13 лет (N = 100), с помощью методики рефлексивного самоотчета «Я и Другой», включающей в себя вербальные и графические репрезентации личностного взаимодействия «Я – Герой». Определено специфическое эмоциональноценностное отношение подростков к Герою и выявлены эмоциональные статусы репрезентации «Герой»: авторитарный, демократический, диффузный, репрессивный. Выделены интегральные показатели (конгруэнтность качеств, атрибутируемых герою и используемых подростками для самоидентификации, эмоциональноценностное отношение к герою, эмоциональный статус героя), свидетельствующие о диссоциации образа героя или о его персонификации в интерсубъективном пространстве личности. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в программах по формированию гармоничной идентичности личности подростков, развитию их социально-психологической и культурной компетентности.
1. Рягузова Е. В. Личностные репрезентации взаимодействия«Я ‒ Другой» : социальнопсихологический анализ: автореф. дис. … дра психол. наук. Саратов, 2012. 49 с.
2. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности: избр. тр. : в2 т. М., 2005. Т. 1. 568 с.
3. Лейбин В. М. Словарьсправочник по психоанализу.2е изд., М., 2010. 956 с.
4. Салливан Г. С. Интерперсональная теория психиатрии. М. ; СПб., 1999. 345 с.
5. Илакавичус М. Р. Персонификация и персонализация как принципы освоения воспитательного потенциала идеалов культуры// Человек и образование. 2010.№3. С. 19‒22.