Образец для цитирования:

Рягузова Е. В. ГЕРОЙ КАК КУЛЬТУРНОЕ ОЗНАЧАЮЩЕЕ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. , вып. 2. С. 120-125. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2014-3-2-120-125


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
316.6
Язык публикации: 
русский

ГЕРОЙ КАК КУЛЬТУРНОЕ ОЗНАЧАЮЩЕЕ

Аннотация: 

Представлен  теоретический  анализ  роли  Героя  на  личностном,  социальном  и  культурном уровнях анализа; рассмотрены психологические теории и концепции, проблематизирующие взаимодействия Я и Другого; показана перспективность изучения образа Героя как этического и аксиологического стандарта, индикатора культурного уровня развития общества. Отмечено, что репрезентации Героя трансформируются под влиянием различных факторов, но при этом они всегда выступают в роли смыслового означающего, т. е. маркера культурного уровня развития общества в определенном историческом контексте. Применение специально разработанной анкеты в выборке, состоящей из 50 человек, позволило выявить ядро и периферическую систему социальных репрезентаций о Герое. Полученная структура свидетельствует о том, что хрестоматийное представление о Герое как человеке, поведение которого связано с экстремальными режимами деятельности, в настоящее время дополняется дискурсами справедливости и доброты, акцентирующими внимание на социальном порядке, социальной поддержке и межличностном понимании. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в программах по нравственноэтическому развитию и самоопределению личности, формированию ее гармоничной идентичности, социальнопсихологической и культурной компетентности.

Библиографический список

1.  Hofstede  G. Culture’s  consequences:  international differences in workrelated values. L., 1980. 475 р.

2.  Рягузова  Е.  В. Личностные  репрезентации  взаимодействия «Я – Другой» : социальнопсихологический анализ : дис. … дра психол. наук. Саратов, 2012. 470 с.

3.  Шамионов Р. М. Социализация личности: системнодиахронический подход // Психологические исследования : электронный журнал. 2013. Т. 6, № 27. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 28.01.2014).

4.  Рягузова  Е.  В. Полисемичность  образа  Героя  у  современных подростков // Психология обучения. 2011. № 12. С. 37–47.

5.  Марцинковская Т. Д. Категория переживания в философии и психологии. М., 2004. 453 с.

6.  Лебедева  Н.  М.,  Татарко  А.  Н. Культура  как  фактор общественного прогресса. М., 2009. 408 с.

7.  Магун  В., Руднев  М. Ценностный  портрет  россиян  на  европейском  фоне.  URL:  http://demoscope.ru/weekly/2012/0503/tema05.php (дата обращения:

25.11.2013).

Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 138)
Краткое содержание (на английском языке):
(downloads: 76)