Образец для цитирования:

Данилов С. В. Логистика педагогических инноваций: парадигмы развития в образовательном холдинге // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 4. С. 317-323. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-4-317-323


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
37.072
Язык публикации: 
русский

Логистика педагогических инноваций: парадигмы развития в образовательном холдинге

Аннотация: 

Переход российского общества к постиндустриальной стадии актуализирует проблему развития системы образования на основе нововведений и поиск релевантной методологии управления педагогическими инновациями. Ее основой является логистика педагогических инноваций как теория и практика управления потоками в образовательных системах. Цель исследования состоит в определении парадигм развития логистики педагогических инноваций как методологии и механизма управления инновациями в образовательном холдинге. Гипотеза представлена предположением, что данные парадигмы формируют ценностные, содержательные и инструментальные рамки реализации и развития логистики педагогических инноваций. Исследование выполнено на основе анализа первоисточников, в том числе 1492 кейсов, включающих отчетные материалы о результатах инновационной деятельности образовательных организаций Ульяновской области. являющихся инновационными площадками, входящими в состав регионального образовательного холдинга (ежегодно 100 образовательных организаций). Материалы были подготовлены в период с 2003/2004 по 2017/2018 учебный год. Введено и обосновано понятие «логистика педагогических инноваций», которое описывает теорию и практику управления потоками (педагогическими, инфраструктурными, интегративными, помех) в образовательном холдинге с целью обеспечения устойчивого потока педагогических инноваций, являющихся результатом его деятельности и фактором развития. Определены направления развития логистики педагогических инноваций, которые заданы пятью парадигмами: аксиологической (ценность инноваций), гуманитарной (человек как субъект логистики), парадигмой взаимодействия (направленность на развитие взаимодействия во внутренней и внешней среде холдинга), содержательной (приоритет в исследовании потоков в образовательном холдинге) и технологической (ориентация на совершенствование способов и средств логистики). Каждая из них устанавливает приоритеты совершенствования образовательного холдинга.

Библиографический список
  1. Друкер П. Управление в обществе будущего / пер. с англ. и ред. Е. В. Трибушной. М. : Вильямс, 2007. 320 с.
  2. Трофимова О. А. Обоснование применения логистического подхода к системе управления в сфере образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 1. С. 51–54.
  3. Трофимова О. А., Захарова Л. А. Логистический подход к управлению потоками в образовательных учреждениях // Педагогическое образование в России. 2014. № 2. С. 84–87.
  4. Носов А. Л. Логистика : учеб. пособие. М. : Магистр, 2018. 184 с.
  5. Чечель И. Д., Потемкина Т. В. Образовательная система : многообразие значений, особенности функционирования // Современные исследования социальных проблем : научный электронный журнал. 2012. № 2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sistemamnogoobrazie-zn... (дата обращения: 05.02.2020).
  6. Сафин Р. С., Масалимова А. Р., Зялаева Р. Г., Матухин Е. Л. Научно-методическое обеспечение инновационного развития образовательного кластера в условиях интеграции науки, образования и производства : научеб.-метод. пособие / под науч. ред. Г. И. Ибрагимова. Казань : Изд-во «Данис», 2014. 143 с.
  7. Данилов С. В., Лукьянова М. И. Кластерный подход в региональном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: http://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=18896 (дата обращения: 11.03.2020).
  8. Максимова Е. А. Структура и задачи образовательного холдинга // Образование и наука. 2013. № 2 (101). С.18–27.
  9. Максимова Е. А. Сетевое взаимодействие членов регионального образовательного холдинга // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20). С. 115–117.
  10. Навазова Т. Г. Образовательный холдинг как инновационная организация системы непрерывного профессионального образования // Человек и образование. 2005. № 2. С. 20–24.
  11. Новикова Т. Г., Гоглова М. Н. Многофункциональные образовательные организации столицы // Народное образование. 2014. № 1. С. 145–148.
  12. Андрюшкова О. В., Леган М. В., Яцевич Т. А. Логистика организации электронного обучения в университете // Открытое и дистанционное образование. 2011. № 4 (44). С. 5–10.
  13. Громова Т. А., Селиванов А. В. Логистика образовательного процесса // Решетневские чтения. 2012. Т. 2, № 16. С. 761–762.
  14. Гончарова М. А., Гончарова Н. А. Образовательная логистика как стратегический императив экономического развития региона // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № . 3. С. 15–17.
  15. Денисенко В. А. Основы образовательной логистики. Калининград : КГУ, 2003. 317 с.
  16. Склярова Н. Ю. К вопросу об образовательной логистике // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 5. С. 323–330.
  17. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
  18. Лившиц В. Педагогическая логистика // Полисветие : литерат.-худ. и публ. сб. Ида-Вирумаа / сост. В. Жилкин, С. Чекрыжев. Кохтла-Ярве : Полисветие, 2007. С. 72–79.
  19. Широченко Н. В., Громова Т. А., Ковалева О. Методы логистики в новых сферах приложения // Решетневские чтения. 2013. Т. 2, № 17. С. 427–428.
  20. Лопатухина Т. А., Залевская Т. В. Структура информационного потока педагогической логистики в формате подготовке студентов медицинского университета по психиатрии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2014. № 1. С. 86–88.
  21. Данилов С. В. Логистика педагогических инноваций как методология управления нововведениями в образовании // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. С. 41. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29560 (дата обращения: 21.03.2020). DOI: https://doi.org/10.17513/spno.29560
  22. Идеология // Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв и др. М. : Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
  23. Лукьянова М. И., Шустова Л. П., Данилов С. В. Формирование ценностного отношения к здоровью : региональный опыт инновационной деятельности образовательных организаций // Теория и практика физической культуры. 2019. № 2. С. 96–98.
  24. Зарубина В. В., Лукьянова М. И., Фахретдинова М. А., Данилов С. В. Развитие акмеологической позиции учителей физической культуры в условиях системы дополнительного образования взрослых // Теория и практика физической культуры. 2018. № 2. С. 24–26.
  25. Lukyanova M., Danilov S., Glebova Z. Novice teachers’ readiness for innovative activities in education // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences : IFTE 2018 4th International Forum on Teacher Education. Kazan, 2018. P. 705–711. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.83
  26. Aleksandrova E. A., Rudenko I. V., Kolesnikov M. A., Garipova V. V., Kuznezov S. V. Socio-cultural conditions of educational environment development // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7, № 4. P. 1137–1142.
Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 142)
Краткое содержание (на английском языке):
(downloads: 43)