Образец для цитирования:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ
Обсуждаются результаты эмпирического исследования, характеризуются выделенные особенности ценностно-смысловой направленности студентов. При изучении ценностно-смысловой направленности личности применен комплекс валидных и надежных методик, позволяющих выявить основные виды направленности, доминирующие ценности и установки личности в мотивационно-потребностной сфере. Показано, что совокупность определенных ценностно-смысловых и мотивационно-потребностных характеристик образует прагматично-профессиональный, социально-коммуникативный и индивидуально-эгоистический типы ценностно-смысловой направленности личности, характеризующие отношение субъекта к окружающей действительности и самому себе. В прагматично-профессиональном типе доминируют ценности: труд, результативность, деньги и процесс. Наименее привлекательной для них выступает ценность власти. У респондентов с социально-коммуникативной ценностно-смысловой направленностью в качестве основных ценностей выступают альтруизм, результативность, деньги. Отличительной особенностью индивидуально-эгоистического типа ценностно-смысловой направленности выступают такие ценности, как эгоцентризм, власть, деньги и свобода. Выявленные в исследовании закономерности и механизмы проявления ценностно-смысловой направленности студентов позволят разрабатывать коррекционно-гармонизирующие программы, направленные на оптимизацию социально значимых ценностей и установок личности.
1. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988. 301 с.
2. Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпо сылки субъекта // Вопр. пси хологии. 1993. Т. 24, № 5. С. 99‒105.
3. Леонтьев Д. А. Психология свободы : К постановке проблемы самодетерминации личности // Психол. журн. 2000. Т. 21, № 1. С. 15‒25.
4. Кудинов С. И., Кудинов С. С., Айбазова С. Р. Ценностно-смысловая направленность как условие самореализации личности // Современные тенденции развития науки и технологий : материалы 3-й Междунар. науч.-практ. конф. : в 6 ч. Белгород, 2015. Ч. 5. С. 64‒70.