Образец для цитирования:

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
159.9:37.015.3

СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ ВУЗА

Аннотация: 

Изложены  данные  теоретического  и  эмпирического  исследования  проблемы  психологи-ческой готовности выпускников школы к взаимодействию с образовательной средой вуза; представлено  уровневое  строение  общей  психологической  готовности  к  вузу;  выделены уровни эмоциональных, когнитивных, субъектно-личностных и социально-психологических элементов. На основе эмпирического исследования с участием 126 учащихся 11-х классов общеобразовательных  школ  г.  Саратова  предложена  регрессионная  модель  предикторов общей  психологической  готовности  выпускников  школы  к  вузу.  Применение  психодиагно-стического  инструментария  (шкала  социально-психологической  адаптации  К.  Роджерса, Р. Даймонда,  опросник  личностной  и  ситуативной  тревожности  Г. Д. Спилбергера,  шкалы 
ситуационной тревожности О. Кондаша и личностной тревожности А. М. Прихожан, опросник профессиональной  готовности  Л. Н. Кабардовой)  и  методов  математико-статистического анализа  данных  (описательные  статистики,  пошаговый  регрессионный  анализ)  позволило выявить, что наиболее значимыми в структуре психологической готовности выпускника шко-лы  оказываются  субъектно-личностные  качества.  Ограниченно  представлены  когнитивные элементы,  что  может  стать  основой  затрудненной  психологической  адаптации  на  первых этапах профессионального обучения. Противоречива роль эмоциональных факторов в формировании  психологической  готовности  выпускника  к  вузу:  эмоциональная  устойчивость способствует высокой психологической готовности, тревожность значительно снижает ее.

Библиографический список

1. Григорьева М. В. Динамика системы взаимодействий школьника и образовательной среды на разных этапах обучения // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. 
Психология. Педагогика. 2009. Т. 9, вып. 4. С. 104–109.
2.  Григорьева М. В. Роль адаптационных способностей учащихся в процессе взаимодействия с образователь-ной средой // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акме-ология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 3. С. 11–15.
3.  Романова  Е.  С. Профессиональное  становление  и развитие  с  позиций  дуального  подхода // Системная психология и социология. 2010. Т. 1, № 1. URL: http://
systempsychology.ru/journal/n_1_2010/ (дата обращения: 13.01.2014).
4.  Шамионов Р. М. Соотношение адаптационной готов-ности и социальной активности личности // Теоретиче-ская и экспериментальная психология. 2012. Т. 5, № 2. 
С. 72–80.
5.  Тарасова Л. Е. Агрессия педагога как фактор психо-логического  риска  в  образовательной  среде // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. 
Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2. С. 41–47.
6.  Тарасова Л. Е. Психологическая безопасность образо-вательной среды как условие развития адаптационной готовности  старшеклассников // Изв.  Сарат.  ун-та. 
Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 2. С. 18–22.
7.  Васильева  Л.  Л. Социально-педагогические  риски : безнадзорность  и  беспризорность  несовершеннолет-них // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология 
образования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2. С. 86–91.

Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 107)