Образец для цитирования:
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ ВУЗА
Изложены данные теоретического и эмпирического исследования проблемы психологи-ческой готовности выпускников школы к взаимодействию с образовательной средой вуза; представлено уровневое строение общей психологической готовности к вузу; выделены уровни эмоциональных, когнитивных, субъектно-личностных и социально-психологических элементов. На основе эмпирического исследования с участием 126 учащихся 11-х классов общеобразовательных школ г. Саратова предложена регрессионная модель предикторов общей психологической готовности выпускников школы к вузу. Применение психодиагно-стического инструментария (шкала социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда, опросник личностной и ситуативной тревожности Г. Д. Спилбергера, шкалы
ситуационной тревожности О. Кондаша и личностной тревожности А. М. Прихожан, опросник профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой) и методов математико-статистического анализа данных (описательные статистики, пошаговый регрессионный анализ) позволило выявить, что наиболее значимыми в структуре психологической готовности выпускника шко-лы оказываются субъектно-личностные качества. Ограниченно представлены когнитивные элементы, что может стать основой затрудненной психологической адаптации на первых этапах профессионального обучения. Противоречива роль эмоциональных факторов в формировании психологической готовности выпускника к вузу: эмоциональная устойчивость способствует высокой психологической готовности, тревожность значительно снижает ее.
1. Григорьева М. В. Динамика системы взаимодействий школьника и образовательной среды на разных этапах обучения // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия.
Психология. Педагогика. 2009. Т. 9, вып. 4. С. 104–109.
2. Григорьева М. В. Роль адаптационных способностей учащихся в процессе взаимодействия с образователь-ной средой // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акме-ология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 3. С. 11–15.
3. Романова Е. С. Профессиональное становление и развитие с позиций дуального подхода // Системная психология и социология. 2010. Т. 1, № 1. URL: http://
systempsychology.ru/journal/n_1_2010/ (дата обращения: 13.01.2014).
4. Шамионов Р. М. Соотношение адаптационной готов-ности и социальной активности личности // Теоретиче-ская и экспериментальная психология. 2012. Т. 5, № 2.
С. 72–80.
5. Тарасова Л. Е. Агрессия педагога как фактор психо-логического риска в образовательной среде // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования.
Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2. С. 41–47.
6. Тарасова Л. Е. Психологическая безопасность образо-вательной среды как условие развития адаптационной готовности старшеклассников // Изв. Сарат. ун-та.
Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 2. С. 18–22.
7. Васильева Л. Л. Социально-педагогические риски : безнадзорность и беспризорность несовершеннолет-них // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология
образования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2. С. 86–91.