Образец для цитирования:

Пономарева И. В. Защитно-совладающее поведение в подростковом и юношеском возрасте // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 2. С. 150-157. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-2-150-157


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
159.922.6
Язык публикации: 
русский

Защитно-совладающее поведение в подростковом и юношеском возрасте

Аннотация: 

Изложены данные изучения соотношения механизмов психологической защиты и копинг-стратегий в подростковом и юношеском возрасте в контексте единой системы саморегуляции и адаптации. Актуальность изучения защитно-совладающего поведения обусловлена необходимостью понимания взаимодействия механизмов защиты и копинг-стратегий в подростковом и юношеском возрасте, а также решения практической задачи – улучшения адаптационных возможностей подростков и юношей в стрессовых ситуациях за счет снижения неконструктивных форм защитно-совладающего поведения. Цель исследования – изучение взаимосвязи защитных механизмов и копинг-стратегий по мере перехода от подросткового возраста к юношескому. Предположительно механизмы защиты и копинг-стратегии могут как дополнять друг друга, так и находиться в отношении противопоставления в подростковом и юношеском возрасте. Исследование выполнено на выборке (N = 203) представителей подросткового (n = 94, в возрасте от 12 до 15 лет) и юношеского (n = 109, в возрасте от 17 до 19 лет) возраста – учащихся общеобразовательной школы и студентов колледжа (г. Липецк). Применены методики: «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик и др.), Опросник «SACS» (С. Хобфолл). На основе факторного анализа выделено 4 стиля защитно-совладающего поведения в подростковом возрасте, объясняющих 56,2% общей дисперсии, и 5 стилей в юношеском возрасте, объясняющих 62,1% общей дисперсии. Определена факторная структура защитно-совладающего поведения подростков и юношей. Анализ переменных выявленных факторов установил: 1) проблемно-ориентированные копинг-стратегии находятся в противопоставлении защитному механизму регрессии; 2) незрелые формы защитных механизмов (регрессия и замещение) «поддерживают» неконструктивные копинг-стратегии; 3) в юношеском возрасте более активно используется проблемно-ориентированный копинг. Для обеспечения позитивного результата в консультативной практике с подростками и юношами важно работать как с неконструктивными копинг-стратегиями, так и с незрелыми защитами.

Библиографический список
  1. Лапкина Е. В. Проблема связи совладающего и защитного поведения // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 4. С. 201–205.
  2. Никифорова Д. М. К вопросу о безопасности защитного и совладающего поведения студентов в образовательной среде // СПЖ. 2016. № 62. С. 113–126. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/62/9
  3. Каменская В. Г. Психология конфликта. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта. М. : Юрайт, 2018. 149 с.
  4. Frydenberg E., Lewis R. Teaching Coping to Adolescents : When and to Whom? // American Educational Research Journal. 2000. Vol. 37, iss. 3. P. 727–745. DOI: https://doi.org/10.3102/00028312037003727
  5. Корытова Г. С., Еремина Ю. А. Защитно-совладающее поведение : ретроспективная реконструкция понятия // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 3 (156). С. 42–48.
  6. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб. : Речь, 2010. 352 с.
  7. Соловьева А. В. Психологическая защита в подростковом возрасте : сущность, содержание, причины. М. : Флинта, 2013. 184 с.
  8. Сирота Н. А., Ялтонский В. М., Лыкова Н. М. Исследование базисных копинг-стратегий подростков 11–12 лет из неблагополучной и благополучной среды // Вопросы наркологии. 2003. № 1. С. 36–46.
  9. Станибула С. А. Копинг-стратегии : развитие в онтогенезе // Развитие личности. 2017. № 3. С. 195–204.
  10. Крюкова Т. Л. Психология совладания в разные периоды жизни. Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова. 2010. 380 с.
  11. Рокицкая Ю. А. Факторная структура копинг-поведения подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 220–233. DOI: https://doi.org/10.25588/CSPU.2018.03.23
  12. Ануфриюк К. Ю. Защитно-совладающее поведение и его роль в социально-психологической адаптации подростков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2008. Вып. 4. С. 147–153.
  13. Долгова В. И., Рокицкая Ю. А., Саламатов А. А. Индивидуально-психологические предикторы адаптивного поведения подростков // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 1. С. 45–59. DOI: https://doi.org/10.15293/2226–3365.1801.03
  14. Хазова С. А. Копинг-ресурсы субъекта : основные направления и перспективы исследования // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2013. Т. 19, № 5. С. 188–191.
  15. Бочарова Е. Е. Стратегии совладающего поведения личности различных возрастных групп // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 5 (49). С. 580–589. URL: https://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/6262 (дата обращения: 12.11.2020). DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-5-46
  16. Нижегородцева Н. В., Тарасова С. С. Совладающее поведение подростков с разным уровнем осознанной саморегуляции // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 2. С. 211–215.
  17. Ветрова И. И. Связь совладающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции // Совладающее поведение : Современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М. : Институт психологии РАН, 2008. С. 179–196.
  18. Ветрова И. И. Развитие регуляции поведения в подростковом возрасте : соотношение стратегий совладания, контроля поведения и психологических защит // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339. С. 135–138.
  19. Троицкая Е. А. Стили совладающего поведения в юношеском возрасте // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2017. Вып. 6 (785). С. 170–184.
  20. Шелехов И. Л., Берестнева О. Г., Дубинина И. А. Особенности совладающего поведения в юношеском возрасте // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 4 (82). С. 87–91.
  21. Вассерман Л. И., Ерышев О. Ф., Клубова Е. Б. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 2005. 50 с.
  22. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Копингстратегии в структуре деятельности и саморегуляции : психометрические характеристики и возможности применения методики СОРЕ // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 1. С. 82–118.
Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 96)
Краткое содержание (на английском языке):
(downloads: 37)