satisfaction with life

Самоосуществление и удовлетворенность жизнью подростка: психолого-педагогический аспект

Современная образовательная практика не имеет ясных научных представлений об особенностях самоосуществления подростков в связи с их удовлетворенностью жизнью. Проведенный анализ понятия «самоосуществление» в современном психологическом дискурсе обнаружил три наиболее представленных в литературе способа самоосуществления: самовыражение, самореализация и самотрансценденция. Показано, что способы самоосуществления могут соотноситься с различными векторами его направленности. В крайних вариантах это «эгоцентрический» вектор самоосуществления и вектор «самоотверженного служения».

Критерии субъективного благополучия личности: социокультурная детерминация

Предпринят теоретический анализ социокультурной детерминации критериев субъективного благополучия, на основе которых выносится суждение о счастье, удовлетворенности жизнью и собой.

Индивидуально-типические характеристики субъективного благополучия

Представлены результаты эмпирического исследования 104 человек с различными социально-демографическими характеристикам, опрошенных с помощью девяти методик, оценивающих удовлетворенность жизнью, приспособленность к жизни, субъективное благополучие, а также ряд личностных фактов благополучия, таких как ценностные ориентации, мотивация, жизнестойкость, защитные механизмы. На основе результатов кластерного анализа выделены и описаны четыре типа субъективного благополучия, условно обозначенные как «враждебный», «пассивно-агрессивный», «социально активный» и «конформный».