зрелость

Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза

Приведены данные эмпирического исследования взросления современных подростков. Актуальность исследования обусловлена противоречиями, связанными с изменением критериев взрослости, ухода от их нормативного понимания, удлинением перехода от детства к взрослости. Цель исследования – выявить индивидуально-психологические характеристики взросления подростков. Предположительно взросление – это процесс формирования (становления) зрелой личности, отличающийся созреванием и качественным изменением определенных ее характеристик, детерминированный социализацией и индивидуализацией.

Взросление в подростковом периоде онтогенеза: теоретико-методологические основы исследования

Изложено теоретическое обоснование эмпирического исследования взросления подростка. Актуализирована проблема взросления личности на дистанции перехода от Детства к зрелости в процессе онтогенеза, где освоение взросления, зрелости и понимания задач самореализации и самовыражения на дальнейшем жизненном пути включается в систему детерминант целостного развития. Анализируются представления о личностном развитии и взрослении подростка в рамках современного Детства.

ПРОБЛЕМА КРИЗИСОВ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Изложены теоретические подходы к проблеме кризисов зрелого возраста. Показано, что нормативные возрастные кризисы – необходимые и закономерные этапы развития взрослого человека, обусловливающие непрерывность процессов развития, самоактуализации и самотождественности личности. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке мужчин и женщин возраста средней взрослости (n = 446, 35–45 лет) с применением диагностического инструментария: методики «Симптомы нормативного кризиса» Н. В. Сивриковой для выявления кризисных состояний; методики «Кризисы развития» Л. Г.