Образец для цитирования:

Шишарина Н. В., Ромм Т. А., Подлиняев О. Л. Гигиеническая оценка инновационных образовательных технологий как актуальное педагогическое понятие // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 4. С. 304-312. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-4-304-312


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
371.7(077)
Язык публикации: 
русский

Гигиеническая оценка инновационных образовательных технологий как актуальное педагогическое понятие

Аннотация: 

Социальный запрос на реализацию в образовательном процессе инновационных технологий актуализирует проблему их оценки с точки зрения педагогической безопасности для здоровья обучающихся. Цель исследования заключается в теоретико-методологической аргументации гигиенической оценки инновационных образовательных технологий как актуального педагогического понятия. Предположительно гигиеническая оценка инновационных образовательных технологий будет эффективной, если обоснована сущностная характеристика понятия «гигиеническая оценка инновационных образовательных технологий» в образовательных организациях с позиций принципа педагогической безопасности. Исследование выполнено на выборке (N = 55, в возрасте от 23 до 60 лет): магистрантов (n = 12) педагогического профиля, слушателей курсов повышения квалификации и педагогов (n = 43) образовательных организаций г. Иркутска с применением авторской анкеты, направленной на выявление безопасности учебного труда школьников (Н. В. Шишарина, Т. А. Ромм, О. Л. Подлиняев). На основе междисциплинарного подхода и принципа безопасности как методологической основы научного исследования выявлены и раскрыты понятия «безопасные инновационные образовательные технологии» и «гигиеническая оценка инновационных образовательных технологий», обоснованы параметры гигиенической оценки инновационных образовательных технологий, а также показатели и критерии их оценки, представлены результаты пилотного исследования по выявлению факторов и условий гигиенической оценки инновационных образовательных технологий с позиций педагогической безопасности. Описана сущностная характеристика понятия «гигиеническая оценка инновационных образовательных технологий» в образовательных организациях с позиций принципа безопасности как главной сущностной характеристики гигиены. Выделены и описаны параметры показателей и критериев безопасности инновационных образовательных технологий. Результаты исследования могут быть реализованы в деятельности администрации и практике педагогов образовательных учреждений.

Библиографический список

  1. Божков О. Б., Игнатова С. Н. Междисциплинарность в исследовании (авто) биографических данных // Социологический журнал. 2017. Т. 23, № 4. C. 89–103. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.4.5530
  2. Ромм Т. А. Горизонты и границы воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2, № 1 (36). С. 75–82.
  3. Шишарина Н. В. Инновации в воспитании как фактор эффективного развития образовательной организации // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 3. С. 20–28.
  4. Шишарина Н. В., Ромм Т. А., Подлиняев О. Л. Методология исследования гигиенической оценки инновационных педагогических технологий в образовательных организациях // Наука о человеке : гуманитарные исследования. 2019. № 1 (35). С. 73–80. DOI: https://doi.org/10.17238/ issn1998-5320.2019.35.73
  5. Stepanova M.I., Aleksandrova I. E. The digital environment in educational institutions: how to assure safety for children’s health // Mind the gap! Building bridges to better health for all young people EUSUHM 2017. The 19th EUSUHM Congress Youth Health Care in Europe. Leuven, 6–8 Septemer. 2017. P. 192.
  6. Eggermont S. Growing up in a sexualized media culture: effects of media on adolescent`s sexual development // Mind the gap! Building bridges to better health for all young people. The 19th EUSUHM Congress Youth Health Care in Europe. Leuven, 6-8 September 2017. P. 24.
  7. Lai H.-R., Chou W.-L., Miao N.-F. et al. A Comparison of Actual and Preferred Classroom Environments as Perceived dy Middle School Students // Jourmal of School Health. 2015. № 85. P. 388–397. DOI: https://doi.org/10.1111/josh.12263
  8. Lawrence R. J. Advances in transdisciplinarity : Epistemologies, methodolo-gies and processes // Futures. 2015. Vol. 65, № 1. P. 1–9. DOI: 10.1016/j.futures.2014.11.007
  9. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2005. 208 с.
  10. Новикова Л. И. Педагогика воспитания : Избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика ; сост. Е. И. Соколова. М., 2009. 351 с.
  11. Гуревич Е. Б. Конструкция междисциплинарной интеграции знания по проблеме социализации // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 3. С. 58–70. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.1903.06
  12. Kluppels K., Portzky G., Hoppenbrouwers K. Early detection of adolescent mental health problems through school health care in Flanders: a feasibility study with adapted version of the youth health monitor Rotterdam // Mind the gap! Building bridges to better health for all young people. The 19th EUSUHM Congress Youth Health Care in Europe. Leuven, 6–8 September. 2017. P. 46.
  13. McGinley T., Burgess P., Berger J. Participatory approaches to supporting interdisciplinary research // Conference Paper An International Conference “Understanding Interdisciplinarity : Theory and Practice”. Sheffield Hallam University, Sheffield, UK. June 2012 [online]. Available at: (accessed 01 July 2017).
  14. Muh-Chyun Tang, Yun Jen Cheng, Kuang Hua Chen. A longitudinal study of intellectual cohesion in digital humanities using bibliometric analyses. Available at: https://www.researchgate.net/publication/283487286 (accessed 31 October 2018).
  15. Кучма В. Р., Степанова М. И., Александрова И. Э., Поленова М. А., Лашнева И. П., Березина Н. О. Гигиеническая оценка занятий дошкольников с использованием электронных планшетов // Гигиена и санитария. 2016. Т. 9, № 4. С. 387–391.
  16. Кучма В. Р., Ткачук Е. А., Ефимова Н. В. Гигиеническая оценка напряженности учебной деятельности обучающихся : методические рекомендации. Иркутск : ИИПКРО, 2014. 24 с.
  17. Кучма В. Р., Ткачук Е. А., Шишарина Н. В., Подлиняев О. Л. Гигиеническая оценка инновационных образовательных технологий в начальной школе // Гигиена и санитария. 2019. Т. 98, № 3. С. 288–294.
  18. Otto A., Serido J. Economic Socialization : Childhood, Adolescence, and Early Adulthood // Economic Psychology / Ed. by R. Ranyard. New York : Wiley-Blackwell, 2017. Р. 319–336.
  19. Pokrovsky V. M., Polischuk Lily V. Cardiorespiratory synchronism in estimation of regulatory and adaptive organism status // Journal of Integrative Neuroscience. 2016. № 15 (1). P. 19–35. DOI: https://doi.org/10.1142/S0219635216500060
  20. Van Leerdam F. Youth health care the move // Mind the gap! Building bridges to better health for all young people. The 19th EUSUHM Congress Youth Health Care in Europe. Leuven, 6–8 September, 2017. 26 p.
  21. Genc Z. Parents Perceptions about the Mobile Technology Use by Preschool Aged Children // Journal of Procedia. Social and Behavioral Sciences. 2014. Iss. 146. P. 55–60.
  22. Shisharina N., Ivantsova N., Shilnikova I., Podlinyaev O. The International Scientific and Practical Conference “Current Issues of Linguistics and Didactics // The SHS Web of Conferences. Vol. 50 Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences” (CILDIAH-2018). S. Cindori, O. Larouk, E. Yu. Malushko, L. N. Rebrina and N. L. Shamne (Eds.).Volgograd, Russia, April 23–28, 2018.
  23. Подлиняев О. Л., Шишарина Н. В., Ромм Т. А. Проблема гигиенической оценки педагогических технологий в образовательной школе в контексте нейродидактики // Вестн. Бурят. гос. ун-та. 2019. № 1. С. 63–70.
  24. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010. 624 с.
  25. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М. : Педагогика, 1982. 488 с
Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 49)
Краткое содержание (на английском языке):
(downloads: 75)