Образец для цитирования:
Шишарина Н. В., Ромм Т. А., Подлиняев О. Л. Гигиеническая оценка инновационных образовательных технологий как актуальное педагогическое понятие // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 4. С. 304-312. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-4-304-312
Гигиеническая оценка инновационных образовательных технологий как актуальное педагогическое понятие
Социальный запрос на реализацию в образовательном процессе инновационных технологий актуализирует проблему их оценки с точки зрения педагогической безопасности для здоровья обучающихся. Цель исследования заключается в теоретико-методологической аргументации гигиенической оценки инновационных образовательных технологий как актуального педагогического понятия. Предположительно гигиеническая оценка инновационных образовательных технологий будет эффективной, если обоснована сущностная характеристика понятия «гигиеническая оценка инновационных образовательных технологий» в образовательных организациях с позиций принципа педагогической безопасности. Исследование выполнено на выборке (N = 55, в возрасте от 23 до 60 лет): магистрантов (n = 12) педагогического профиля, слушателей курсов повышения квалификации и педагогов (n = 43) образовательных организаций г. Иркутска с применением авторской анкеты, направленной на выявление безопасности учебного труда школьников (Н. В. Шишарина, Т. А. Ромм, О. Л. Подлиняев). На основе междисциплинарного подхода и принципа безопасности как методологической основы научного исследования выявлены и раскрыты понятия «безопасные инновационные образовательные технологии» и «гигиеническая оценка инновационных образовательных технологий», обоснованы параметры гигиенической оценки инновационных образовательных технологий, а также показатели и критерии их оценки, представлены результаты пилотного исследования по выявлению факторов и условий гигиенической оценки инновационных образовательных технологий с позиций педагогической безопасности. Описана сущностная характеристика понятия «гигиеническая оценка инновационных образовательных технологий» в образовательных организациях с позиций принципа безопасности как главной сущностной характеристики гигиены. Выделены и описаны параметры показателей и критериев безопасности инновационных образовательных технологий. Результаты исследования могут быть реализованы в деятельности администрации и практике педагогов образовательных учреждений.
- Божков О. Б., Игнатова С. Н. Междисциплинарность в исследовании (авто) биографических данных // Социологический журнал. 2017. Т. 23, № 4. C. 89–103. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.4.5530
- Ромм Т. А. Горизонты и границы воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2, № 1 (36). С. 75–82.
- Шишарина Н. В. Инновации в воспитании как фактор эффективного развития образовательной организации // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 3. С. 20–28.
- Шишарина Н. В., Ромм Т. А., Подлиняев О. Л. Методология исследования гигиенической оценки инновационных педагогических технологий в образовательных организациях // Наука о человеке : гуманитарные исследования. 2019. № 1 (35). С. 73–80. DOI: https://doi.org/10.17238/ issn1998-5320.2019.35.73
- Stepanova M.I., Aleksandrova I. E. The digital environment in educational institutions: how to assure safety for children’s health // Mind the gap! Building bridges to better health for all young people EUSUHM 2017. The 19th EUSUHM Congress Youth Health Care in Europe. Leuven, 6–8 Septemer. 2017. P. 192.
- Eggermont S. Growing up in a sexualized media culture: effects of media on adolescent`s sexual development // Mind the gap! Building bridges to better health for all young people. The 19th EUSUHM Congress Youth Health Care in Europe. Leuven, 6-8 September 2017. P. 24.
- Lai H.-R., Chou W.-L., Miao N.-F. et al. A Comparison of Actual and Preferred Classroom Environments as Perceived dy Middle School Students // Jourmal of School Health. 2015. № 85. P. 388–397. DOI: https://doi.org/10.1111/josh.12263
- Lawrence R. J. Advances in transdisciplinarity : Epistemologies, methodolo-gies and processes // Futures. 2015. Vol. 65, № 1. P. 1–9. DOI: 10.1016/j.futures.2014.11.007
- Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2005. 208 с.
- Новикова Л. И. Педагогика воспитания : Избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика ; сост. Е. И. Соколова. М., 2009. 351 с.
- Гуревич Е. Б. Конструкция междисциплинарной интеграции знания по проблеме социализации // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 3. С. 58–70. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.1903.06
- Kluppels K., Portzky G., Hoppenbrouwers K. Early detection of adolescent mental health problems through school health care in Flanders: a feasibility study with adapted version of the youth health monitor Rotterdam // Mind the gap! Building bridges to better health for all young people. The 19th EUSUHM Congress Youth Health Care in Europe. Leuven, 6–8 September. 2017. P. 46.
- McGinley T., Burgess P., Berger J. Participatory approaches to supporting interdisciplinary research // Conference Paper An International Conference “Understanding Interdisciplinarity : Theory and Practice”. Sheffield Hallam University, Sheffield, UK. June 2012 [online]. Available at: (accessed 01 July 2017).
- Muh-Chyun Tang, Yun Jen Cheng, Kuang Hua Chen. A longitudinal study of intellectual cohesion in digital humanities using bibliometric analyses. Available at: https://www.researchgate.net/publication/283487286 (accessed 31 October 2018).
- Кучма В. Р., Степанова М. И., Александрова И. Э., Поленова М. А., Лашнева И. П., Березина Н. О. Гигиеническая оценка занятий дошкольников с использованием электронных планшетов // Гигиена и санитария. 2016. Т. 9, № 4. С. 387–391.
- Кучма В. Р., Ткачук Е. А., Ефимова Н. В. Гигиеническая оценка напряженности учебной деятельности обучающихся : методические рекомендации. Иркутск : ИИПКРО, 2014. 24 с.
- Кучма В. Р., Ткачук Е. А., Шишарина Н. В., Подлиняев О. Л. Гигиеническая оценка инновационных образовательных технологий в начальной школе // Гигиена и санитария. 2019. Т. 98, № 3. С. 288–294.
- Otto A., Serido J. Economic Socialization : Childhood, Adolescence, and Early Adulthood // Economic Psychology / Ed. by R. Ranyard. New York : Wiley-Blackwell, 2017. Р. 319–336.
- Pokrovsky V. M., Polischuk Lily V. Cardiorespiratory synchronism in estimation of regulatory and adaptive organism status // Journal of Integrative Neuroscience. 2016. № 15 (1). P. 19–35. DOI: https://doi.org/10.1142/S0219635216500060
- Van Leerdam F. Youth health care the move // Mind the gap! Building bridges to better health for all young people. The 19th EUSUHM Congress Youth Health Care in Europe. Leuven, 6–8 September, 2017. 26 p.
- Genc Z. Parents Perceptions about the Mobile Technology Use by Preschool Aged Children // Journal of Procedia. Social and Behavioral Sciences. 2014. Iss. 146. P. 55–60.
- Shisharina N., Ivantsova N., Shilnikova I., Podlinyaev O. The International Scientific and Practical Conference “Current Issues of Linguistics and Didactics // The SHS Web of Conferences. Vol. 50 Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences” (CILDIAH-2018). S. Cindori, O. Larouk, E. Yu. Malushko, L. N. Rebrina and N. L. Shamne (Eds.).Volgograd, Russia, April 23–28, 2018.
- Подлиняев О. Л., Шишарина Н. В., Ромм Т. А. Проблема гигиенической оценки педагогических технологий в образовательной школе в контексте нейродидактики // Вестн. Бурят. гос. ун-та. 2019. № 1. С. 63–70.
- Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010. 624 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М. : Педагогика, 1982. 488 с