Образец для цитирования:

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).

КОММУНИКАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЗНАНИЯ И СОЦИОДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ

Аннотация: 

Изложены данные теоретического анализа взаимосвязи фено- менов коммуникации и сознания, коммуникации и культуры, затрагивающего основные концепции массовой коммуникации, в которых постепенно развивается понимание ее природы, начи- ная с процесса передачи информации до символизации и нарра- тивизации. При этом социальная коммуникация рассмотрена как основной процесс конструирования психосоциальной идентич- ности. В условиях информационного общества, связанного с воз- никновением тотальной знаковой среды, возрастает ее значение как канала меж- и внутрикультурной трансляции смыслов и сред- ства конституирования идентичности. Анализируются концепции массовой коммуникации, рассматривающие воздействие СМИ и Интернета на сознание и культуру. Виды и формы коммуникации коррелируются с процессами структурации социального взаимо- действия и расширения сознания, средствами достижения груп- пового единства и реализации идентичности. Подтверждена тео- ретическая гипотеза: в информационном обществе возрастает значение коммуникативной практики как канала меж- и внутри- культурной трансляции смыслов и средства конституирования идентичности.

Библиографический список

1. Доброзракова Г. А. Современные теории массовой коммуникации. Самара, 2015. 94 с.

2. Davis B., Harre R. Positioning : the discursive production of selves // Journal for the theory of social behaviour. 1990. Vol. 20, iss. 1. P. 43–64.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2006. 363 с.

4. Детали, меняющие мир : от локальных эпизодов к эпохальным событиям : сб. ст. и материалов междунар. науч. конф. (Самара, 29–30 октября 2012 г.) / под ред. А. В. Бирюкова и В. И. Ионесова. Самара, 2014. 584 с.

5. Гелен А. Образ человека в свете современной антро- пологии // Личность. Культура. Общество. 2007. Т. 9, вып. 3, № 37. С. 37–51

6. Русакова О. Ф. Основные разновидности современных теорий политического дискурса : опыт классифика- ций // Аналитика культурологии. 2008. № 11. C. 35–50.

7. Брайант Д. Основы воздействия СМИ. М., 2004. 432 с.

8. Психология общения. Энцикл. словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. М., 2011. 600 с.

9. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация ме- няет нашу жизнь. М., 2004. 120 с.

10. Назарчук А. В. Микросоциологический подход к ис- следованиям повседневной коммуникации в англо- американской социологии // Вопр. гуманит. наук. 2011. № 2. С. 119–130.

11. Mead G. From Gesture to Symbol. Mind, self and society. Chicago, 1934. P. 65–78.

12. Беннис У., Шепард Г. Теория группового развития // Современная зарубежная социальная психология. М., 1984. С. 142–161.

13. Акопов Г. В. Психология сознания. Вопросы методо- логии, теории и прикладных исследований. М., 2010. 272 с.

14. Gergen K. J. Realities and relationships. Cambridge ; London, 1994. 356 р.

15. Хабермас Ю. Вовлечение Другого. Очерки политиче- ской теории. СПб., 2001. 417 c.

16. Ионесов В. И. Вещи в пространстве культуры : пред- меты, меняющие мир // Креативная экономика и социальные инновации : международный информ.- аналитический журнал. 2012. Вып. 2 (2). С. 75–94.

17. Ионесов В. И. Культура и трансформация: метаморфозы адаптации и развития // Вопр. культурологии. 2009. № 8. С. 4–7.

Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 149)
Краткое содержание (на английском языке):
(downloads: 83)