Образец для цитирования:

Писарева С. А., Тряпицына А. П. Методологические аспекты перехода к новой организации образовательного процесса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 3. С. 281-288. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-281-288


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
371.21
Язык публикации: 
русский

Методологические аспекты перехода к новой организации образовательного процесса

Аннотация: 

Приведено обоснование выбора методологических основ перехода к новой организации образовательного процесса, обусловленного пониманием особенностей постнеклассической методологии педагогических исследований, которые не приводят к уничтожению методов и познавательных установок классической и неклассической методологии исследования, а лишь четче определяют область их применения. Избранные методологические основы определили направления научного поиска решения проблемы, а именно: понимание целей современного образования как содействия становлению жизненного (личностного и профессионального) самоопределения человека на разных этапах его жизненного пути с учетом растущей неопределенности современного мира, что подразумевает ориентацию на формирование универсальных компетенций; понимание компетентности как многофункционального пакета знаний, способностей (умений) и отношений, которые требуются каждому человеку для полноценной личной жизни и профессиональной деятельности; признание многовариантности как сущностной черты современного образовательного процесса. Установлено, что новое построение образовательного процесса отражает наметившуюся тенденцию «антропологического перехода» в науке, который связан с возникновением свободного доступа к знаниям и ответственного отношения к их применению. Показано, что конструирование содержания вузовских образовательных (и учебных) программ следует ориентировать на самостоятельное построение студентом персонализированного обучения, что предполагает обращение к личностному опыту преподавателя и студента как стержню содержания образования, который пронизывает все его компоненты путем построения студентом индивидуальной модели содержания образования, выражающейся в сформированной индивидуальной совокупности ключевых компетенций конкретного студента. Установлено, что предложенный подход к построению нового образовательного процесса базируется на конструировании содержания на идеях гуманитарного проектирования, которые обусловливают вероятностный характер проектирования динамических моделей обучения – вероятностное понимается как отражающее неопределенность педагогических систем, зависимость протекающих педагогических процессов от конкретного контекста; динамическое моделирование – как планирование (выбор) активных методов обучения, позволяющих побудить обучаемого к творческому участию в процессе обучения.

Библиографический список
  1. Dawson S. «Seeing» the learning community: An exploration of the development of a resource for monitoring online student networking // British Journal of Educational Technology. 2010. Vol. 41, № 5. P. 736–752. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-8535.2009.00970.x
  2. Quinn J. Respecting young people’s informal learning : Circumventing strategic policy evasions // Policy Futures in Education. 2017. Vol. 16, № 2. P. 144–155. DOI: https://doi.org/10.1177/1478210317736223
  3. Загвоздкин В. К. Проблема ключевых компетентностей в зарубежных исследованиях // Вопр. образования. 2009. № 4. С. 257–271.
  4. Болотов В. А., Сериков В. В.Компетентностнаямодель : от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8–14.
  5. Козырев В. А., Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. и др. Компетентностный подход в педагогическом образовании / 2-е изд., испр. и доп. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 392 с.
  6. Беренфельд Б. С., Бутягина К. Л. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств икт (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) // Вопр. образования. 2005. № 3. С. 104–144.
  7. Верещагина Н. О., Гладкая И. В., Глубокова Е. Н., Писарева С. А., Соломин В. П., Тряпицна А. П. Развитие компетентности будущего педагога в образовательном процессе современного вуза. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. 207 с.
  8. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании / под ред. А. А. Орлова, В. В. Грачева. М. : Директ-Медиа, 2014. 378 с.
  9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе : Выявление, развитие и реализация / пер. с англ. М. : Когито-Центр, 2002. 394 с.
  10. Лельчицкий И. Д., Пурышева Н. С., Тряпицына А. П. Диссертационные исследования по педагогическим наукам : анализ тематики // Педагогика. 2017. № 3. С. 37–48.
  11. Степин В. С. Теоретическое знание : структура, историческая эволюция. М. : Прогресс-Традиция, 2000. 743 с.
  12. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики : новый этап : учеб. пособие. М. : Академия, 2006. 400 с.
  13. Деятельность : теория, методология, проблемы : сб. / сост. И. Т. Касавин. М. : Политиздат, 1990. 17 с.
  14. Лаптев В. В., Писарева С. А. Современное диссертационное исследование в сфере образования : гуманитарные основания оценки качества : науч.-метод. материалы для руководителей и науч.-пед. работников высших учебных заведений. СПб. : Книжный дом, 2008. 221 с.
  15. Буданов В. Г. Образование эпохи антропологического перехода // Філософія освіти. 2013. № 1. С. 23–43.
  16. Бусыгина Н. П. Феноменологический и герменевтический подходы в качественных психологических исследованиях // Культурно-историческая психология. 2009. Т. 5, № 1. С. 57–65.
  17. Конев В. А. Социальная философия : учеб. пособие. Самара : Самарский ун-т, 2006. 34 с.
  18. Малинецкий Г. Г. Россия. Выбор будущего // Болезни России : актуальный диагноз и комплексный прогноз. Вып. 3. М. : Научный эксперт, 2009. С. 7–58.
  19. Тряпицына А. П. Взаимообусловленность модернизации общего и педагогического образования // Педагогическая наука и современное образование : сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. / ред. совет: Т. Б. Алек сеева, И. В. Гладкая, И. Э. Кондракова, Н. М. Федорова. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. С. 193–197.
  20. Губарева О. Н. Методологические принципы гуманитарного проектирования деятельностей абитуриентов при обучении // Вестн. КГУ им. Н. А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012, Т. 18, № 1. С. 108–111.
  21. Нагаева И. А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе : необходимость и возможности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 6. С. 56–67.
Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 99)
Краткое содержание (на английском языке):
(downloads: 54)