Образец для цитирования:
Гайворонская А. А. Переживания студентами вуза несправедливых ситуаций в учебном процессе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 1. С. 69-76. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-1-69-76
Переживания студентами вуза несправедливых ситуаций в учебном процессе
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью переживания студентами несправедливых ситуаций в учебном процессе. Изучение переживания несправедливых ситуаций в ходе коммуникативного взаимодействия преподавателей и студентов отражает пути становления личности и способствует улучшению психологического климата в студенческой жизни. Цель исследования состоит в выявлении переживаний студентами несправедливых ситуаций, возникающих в учебном процессе, и разных видов чувствительности к справедливости, ценностей. Предположительно для испытуемых с чувствительностью «бенефециаров» будут характерны ценности достижения, для «жертв» – конформные ценности, для «нарушителей» проявится ценность самостоятельности, для «наблюдателей» будут выражены традиционные ценности. Исследование выполнено на выборке студенческой молодежи (N = 98; средний возраст – 19,4 года, 50% мужчин) с применением метода мини-сочинений, контент-анализа, опросника «Чувствительность к справедливости» М. Шмитта, ценностного опросника Ш. Шварца. Показано, что содержание переживаний несправедливых ситуаций у студентов вызвано проявлениями коммуникативной агрессии со стороны преподавателей. Выделены ведущие темы студенческих минисочинений, описывающих несправедливые ситуации, связанные с критикой, язвительностью, ироничностью преподавателя, высокой требовательностью преподавателя к содержанию изучаемого предмета. Для исследуемой группы был установлен высокий уровень переживания несправедливых ситуаций, когда ведущая чувствительность к справедливости – это чувствительность «наблюдателя» в соотношении с ценностью конформизма. Для испытуемых с чувствительностью к справедливости «бенефециар» ведущая ценностная характеристика – власть, для «жертв» – конформные ценности, для «нарушителей» – ценности достижения. Показано, что преподаватель задает эталон поведения студентов и переживание несправедливых ситуаций, возникающих по его вине, оказывает травмирующее воздействие на их психику. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в мероприятиях, направленных на формирование коммуникативной культуры между преподавателями и студентами для снижения коммуникативной агрессивности.
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. М. : Логос, 2000. 384 с.
2. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания : избран. психол. тр. / под ред. А. А. Бодалева; Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. М. : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2005. 431 с.
3. Лисовский В. Т. Личность студента. Л. : Изд-во Ленинградского университета, 1974. 168 c.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2015. 705 c.
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. М. : Педагогика, 1983. 368 с.
6. Василюк Ф. Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). М. : Смысл, 2005. 191 с.
7. Корепанова Е. В. Психологическая характеристика диалога в общении «Преподаватель – студенты» // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2012. Вып. 8. С. 115‒120.
8. Адамян А. А., Нартова-Бочавер С. К., Шмитт М. Опросник «Чувствительность к справедливости» : валидизация на русскоязычной выборке // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 4. C. 105‒116. DOI: https://doi.org/10.31857/S020595920000075-8
9. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности : концепция и методическое руководство. СПб. : Речь, 2004. 70 с.
10. Schmitt M., Baumert A., Fetchenhauer D., Gollwitzer M., Rothmund R., Schlösser T. Sensibilität für Ungerechtigkeit // Psychologische Rundschau. 2009. Bd. 60 (1). P. 8–22. DOI: https://doi.org/10.1026/0033-3042.60.1.8
11. Schmitt M., Baumert A., Gollwitzer M., Maes J. The Justice Sensitivity Inventory : Factorial validity, location in the personality facet space, demographic pattern, and normative data // Social Justice Research. 2010. Vol. 23. P. 211–238. DOI: https://doi.org/10.1007/s11211-010-0115-2
12. Schmitt M., Neumann R., Montada L. Dispositional sensitivity to befallen injustice // Social Justice Research. 1995. Vol. 8. P. 385–407. DOI: https://doi.org/10.1007/BF02334713
13. Mikula G., Scherer K. R., Athenstaedt U. The role of injustice in the elicitation of differential emotional reactions // Personality and Social Psychology Bulletin. 1998. Vol. 24. P. 769‒783. DOI: https://doi.org/10.1177/0146167298247009
14. Нартова-Бочавер С. К., Астанина Н. Б. Психологические проблемы справедливости в зарубежной персонологии : теории и эмпирические исследования // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 1. С. 16–32.
15. Нартова-Бочавер С. К., Астанина Н. Б. Чувствительность к справедливости как свойство субъекта : личностный ресурс или бремя // Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы междунар. конф., посвящ. 80-летию А. В. Брушлинского : в 3 т. / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М. : Институт психологии РАН, 2013. Т. 3. C. 574–577.