Образец для цитирования:
Фролова С. В. Социокультурная интегрированность образной сферы и приверженность своей стране российских и иностранных студентов вузов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. , вып. 4. С. 349-355. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2017-6-4-349-355
Социокультурная интегрированность образной сферы и приверженность своей стране российских и иностранных студентов вузов
Целью статьи явилось изучение соотношения выраженности приверженности родной стране, социокультурной интегрирован- ности образной сферы и адаптационных свойств личности рос- сийских и иностранных студентов вузов. Проверялась гипотеза существования взаимосвязи между уровнем социокультурной интегрированности образной сферы, приверженностью стране и свойствами личности, участвующими в социально-психологиче- ской адаптации. Всего в исследовании приняли участие 147 чело- век (средний возраст – 20,5 лет) – студенты российских вузов, из них 60 человек (21 мужчина и 39 женщин) – граждане Российской Федерации и 87 – иностранные студенты, являющиеся гражда- нами Казахстана (10 мужчин, 18 женщин), Кыргызстана (10 муж- чин, 15 женщин), Индии (9 мужчин, 9 женщин) и арабоязычных государств Ближнего Востока и Северной Африки (16 мужчин). Использовались структурированное психологическое интервью и опросник для определения степени выраженности приверженно- сти родной стране, образно-ассоциативный тест, позволяющий установить уровень социокультурной интегрированности образ- ной сферы личности, а также Фрейбургский личностный опрос- ник. Выявлена взаимосвязь приверженности стране рождения и социокультурной интегрированности образной сферы личности студентов. Установлено, что чем выше уровень интегрированно- сти образной сферы с культурой родной страны у иностранных студентов, тем выше уровень интегрированности образной сфе- ры с культурой страны временной эмиграции. Обнаружено, что толерантность к депрессивным функциональным состояниям на- ходится в прямой взаимосвязи с приверженностью родной стра- не, а в случае иностранных студентов, обучающихся в России, – и с успешностью интеграции их образной сферы с культурой страны временной эмиграции. Социальная активность студентов тем выше, чем выше их уровень социокультурной интегрирован- ности образной сферы личности.
1. Гостев А. А. Психология вторичного образа. М., 2007. 512 с.
2. Buchan N. R., Brewer M. B., Grimalda G., Wilson R. K., Fatas E., Foddy M. Global social identity and global cooperation // Psychological science. 2011. Vol. 22, № 6. P. 821–828.
3. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Миграция (сущность и явление). М.; Воронеж, 2004. 296 с.
4. Хрусталева Н. С. Психология эмиграции : cоциальнопсихологические и личностные проблемы : дис. … д-ра психол. наук. СПб., 1996. 332 с.
5. Laurin K., Shepherd S., Kay A. C. Restricted emigration, system inescapability, and defense of the status quo : systemjustifying consequences of restricted exit opportunities // Psychological Science. 2010. Vol. 21, № 8. P. 1075–1082.
6. Berry J. W., Phinney J. S., Sam D. L., Vedder P. Immigrant youth : acculturation, identity, and adaptation // Applied Psychology : an International Review. 2006. Vol. 55, № 3. P. 303–332.
7. Гриценко В. В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М., 2002. 251 с.
8. Каламанов Г. В. Организационно-управленческие и экономические условия социально-психологической адаптации беженцев к новому месту проживания : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2001. 22 с.
9. Boneva B., Friese I. H. Achievement, power and affi liation motives as clues to (E) migration Desires : a four-countries comparison // European Psychologist. 1998. Vol. 3, № 4. P. 247–255.
10. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2002. 557 с.
11. Бьюкенен П. Дж. На краю гибели. М., 2008. 349 с.
12. Remennick L. The 1.5 generation of Russian immigrants in Israel: between in-tegration and sociocultural retention : Diaspora // A Journal of Transnational Studies. 2003. Vol. 12, № 1. P. 39–66.
13.Рягузова Е. В. Социокультурные коды и психологические границы соседства // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 89–94.
14. Шамионов Р. М. Базовые убеждения и культурные установки как предикторы эмоционального и психологического благополучия горожан и сельчан // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6, № 4. С. 109–122.
15. Фролова С. В. Модель факторов приверженности личности социальной общности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, вып. 4. С. 80–86.
16. Фролова С. В. Социокультурная интегрированность образной сферы и социальное самочувствие личности как предикторы приверженности своей стране // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 3. С. 76–92.
17. Фролова С. В. Социально-когнитивные основания психологической приверженности своей стране. М., 2017. 153 с. 18. Практикумпо общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2003. 560 с.