Образец для цитирования:
Папшева Л. В. СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. , вып. 1. С. 41-47. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2013-2-1-41-47
СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Изложены результаты исследования стилевых особенностей саморегуляции поведения личности в старшем подростковом возрасте. Приведены данные анализа психологических концепций осознанной саморегуляции деятельности и поведения (Ч. Шеррингтона, И. М. Сеченова, Л. С. Выготского, О. А. Конопкина, В. И. Моросановой). Представлено понимание стилевых особенностей саморегуляции как типичных для человека и наиболее существенных индивидуальных особенностей самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющейся в различных ее видах. Эмпирическое исследование выполнено на выборке учащихся старших классов общеобразовательных школ г. Саратов (n = 80; в возрасте 15–16 лет). Применение комплекса методик – шестнадцати-факторного личностного опросника Кеттела, опросника Басса – Дарки, шкалы депрессии В. Зунга (адаптация Т. И. Балашовой), методики «Определение уровня тревожности» (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин), опросника «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой; метода корреляционного анализа – позволило выявить структуру стилевых особенностей саморегуляции в зависимости от личностных особенностей подростка. Рассмотрены особенности взаимо связей между компонентами саморегуляции и рядом личностных характеристик. Например, подростки с высоким уровнем недоверия к другим людям тщательно продумывают способы своих действий для достижения намеченных целей, детализируют и развертывают разрабатываемые программы, учитывая при этом значимость внешних и внутренних условий своей активности. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в решении задач психологического сопровождения личностного развития школьника.
1. Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность нервной системы. Л., 1969. 392 с.
2. Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. М., 1983. Т. 5. 368 с.
3. Конопкин О. А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе : активность и развитие личности. М., 1989. С. 158–172.
4. Конопкин О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопр. психологии. 2004. № 2. С. 128–135.
5. Моросанова В. И., Аронова Е. А. Саморегуляция и самосознание субъекта // Психологический журн. 2008. Т. 29, № 1. С. 14–22.
6. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека М., 2010. 519 с.
7. Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопр. психологии. 1991. № 1. С. 118–127.
8. Бочарова Е. Е. Структурная организация саморегуляции в зависимости от уровня субъективного благополучия личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11, вып. 1. С. 64–69.