Образец для цитирования:
Дробышева Т. В., Войтенко М. Ю. Восприятие города в разных группах детей – жителей мегаполиса: сравнительный анализ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 4. С. 314-322. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-4-314-322
Восприятие города в разных группах детей – жителей мегаполиса: сравнительный анализ
Анализируется проблема взаимодействия детей дошкольного возраста с окружающей городской средой. Актуальность исследования связана с выявлением субъектности детей в процессе восприятия ими объектов и явлений социального и физического пространства мегаполиса. Цель исследования –сравнительный анализ восприятия города в группах детей, различающихся модальностью и направленностью отношения к городской среде. Сделано предположение о существовании различий в восприятии мегаполиса детьми дошкольного возраста и о связи между отношением детей к городу и выраженностью их субъектных свойств. В исследовании принимали участие 115 детей в возрасте от 5,5 до 6,5 года, проживающие в полных семьях в двух районах Москвы (58% – девочки, 42% – мальчики). Экспертами выступили воспитатели из детских дошкольных учреждений, которые посещали респонденты. Применен психодиагностический инструментарий – полуструктурированное интервью, рисуночный тест «Город, в котором я живу», методика «Особенности проявления воли дошкольников» (Р. М. Геворкян), шкала «автономность» методики «Типология субъектной регуляции ребенка» (С. В. Хусаинова и Г. С. Прыгин), анкетирование. Обнаружено, что у детей разные направленность и модальность отношения к объектам и явлениям социальной, природной, предметно-пространственной среды города, отношение к экологическим проблемам города, направленность на их решение. Избирательность и объем восприятия городской среды зависят от того, какое значение дети приписывают этим объектам и явлениям, а также от личного опыта взаимодействия с ними. Выявлено, что значимость социальной среды города связана с выраженной самостоятельностью и самоконтролем детей, тогда как негативная модальность отношения к объектам и явлениям социальной среды – со сниженным самоконтролем поведения. Повышенное внимание детей к экологическим проблемам города обусловлено воспитанием, получаемым от бабушек и дедушек. Показано, что в условиях ограниченной возможности взаимодействия с объектами и явлениями городской среды дети компенсируют отсутствие опыта фантазиями о сказочном, идеальном городе. Результаты исследования могут быть использованы для выявления приоритетов в области социальной политики в отношении детей на этапе ранней социализации, а также при принятии решений по оптимизации городской среды, дружественной детям.
- Growing Up in Cities: Studies of the Spatial Environment of Adolescence in Cracow, Melbourne, Mexico City, Salta, Toluca, and Warszawa / ed. by K. Lynch. Cambridge, Mass. : MIT Press, 1977. 188 p.
- UNICEF 1996. Child Friendly Cities Initiative. URL: http://www.childfriendlycities.org. (дата обращения: 02.06.2021).
- James A. Understanding Childhood from an Interdisciplinary Perspective // Rethinking childhood / eds. P. B. Pufall, R. P. Unsworth. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 2004. Chapt. 1. P. 25–37.
- The Future of Childhood: Towards the Interdisciplinary Study of Children / ed. A. Prout. London : Routledge Falmer, 2005. 167 p.
- Alarasi H., Martinez J., Amer Sh. Children’s perception of their city centre: a qualitative GIS methodological investigation in a Dutch city // Children’s Geographies. 2016. Vol. 14, no. 4. P. 437–452. DOI: 10.1080/14733285.2015.1103836
- Tonucci F. City of Children. Wilmington, DE : Vernon Press, 2020. 190 p.
- Broberg A., Kyttä M., Fagerholm N. Child-friendly urban structures: Bullerby revisited // Journal of Environmental Psychology. 2013. Vol. 35. P. 110–120. DOI: 10.1016/j.jenvp.2013.06.001
- Jans M. Children as Citizens: Towards a Contemporary Notion of Child Participation // Childhood. 2004. Vol.11, iss. 1. P. 27–44. DOI: 10.1177/0907568204040182
- Šakaja L., Višnić S. Experiencing a place: Karlovac as an older teenagers’ daily environment // Hrvatski geografski glasnik. 2011. Vol. 73, iss. 1. P. 133–148. DOI: 10.21861/hgg.2011.73.01.09
- Jutras S., Vinay M. C., Castonguay G. Perceptions Liées Au Bienêtre Psychologique Chez Des Enfants De Milieu Défavorisé // Canadian Journal of Community Mental Health. 2002. Vol. 21, no. 1. P. 47–65. DOI: 10.7870/cjcmh-2002-0005
- Lopes F. D., Neto C. Children’s perceptions of an ideal city: representations and mapping of mobility, interaction and play in public space. URL: https://www.researchgate.net/publication/280086842 (дата обращения: 16.06.2021).
- Moore R. C. Childhood’s Domain: Play and Place in Child Development. London : Croom Helm Ltd., 1986. 311 p.
- Сергиенко Е. А. Проблема соотношения понятий субъекта и личности // Психологический журнал. 2013. Т. 34, № 2. С. 5–16.
- Ward С. The Child in the City // Society. 1978. Vol. 15, iss. 4. P. 84–91. DOI: 10.1007/BF02694719
- Karsten L., van Vliet W. Children in the City: Reclaiming the Street // Children, Youth and Environments. 2006. Vol. 16, iss. 1. P.151–167.
- Rissotto A., Giuliani M. V. Learning neighbourhood environments: the loss of experience in a modern world // Children and their Environments: Learning, Using and Designing Spaces / ed. by C. Spencer, M. Blades. Cambridge : Cambridge University Press, 2006. P. 75–90
- Sharmin S., Kamruzzaman Md. Association between the built environment and children’s independent mobility: A meta-analytic review // Journal of Transport Geography. 2017. Vol. 61. P. 104–117. DOI: 10.1016/j.jtrangeo.2017.04.004
- Ergler C., Kearns R. A., Witten K. Seasonal and locational variations in children’s play : Implications for wellbeing // Social Science & Medicine. 2013. Vol. 91. P. 178–185. DOI:10.1016/j.socscimed.2012.11.034
- Smith M., Kearns R. A., Witten K., et al. Kids in the city study: research design and methodology // BMC Public Health. 2011. Vol. 11. P. 587. DOI: 10.1186/1471-2458-11-587
- Moreira A. L., Yunes M. A. M., Narscimento C. R. R., Bedin L. M. Children’s Subjective Well-Being, Peer Relationships and Resilience: An Integrative Literature Review // Child Indicators Research. 2021. Vol. 14, iss. 5. P. 1723–1742. DOI: 10.1007/s12187-021-09843-y
- Lawler M. J., Newland L. A., Giger J. T., Roh S., Brockevelt B. L. Ecological, Relationship-Based Model of Children’s Subjective Well-Being: Perspectives of 10-Year-Old Children in the United States and 10 Other Countries // Child Indicators Research. 2017. Vol. 10, iss. 1. P. 1–18. DOI: 10.1007/s12187-016-9376-0
- Fane J., MacDougall C., Jovanovic J., Redmond G., Gibbs L. Preschool Aged Children’s Account of their Own Wellbeing: are Current Wellbeing Indicators Applicable to Young Children? // Child Indicators Research. 2020. Vol. 13, iss. 6. P. 1893–1920. DOI: 10.1007/s12187-020-09735-7
- Savahl Sh., Adams S., Florence M., Casas F., Mpilo M., Isobell D., Manuel D. The Relation Between children’s Participation in Daily Activities, Their Engagement with Family and Friends, and Subjective Well-Being // Child Indicators Research. 2020. Vol. 13, iss. 4. P. 1283–1312. DOI: 10.1007/s12187-019-09699-3
- Gomez D. O., Aznar F. C., Inzunza J. A. Family, School, and Neighbourhood Microsystems Infl uence on children’s Life Satisfaction in Chile // Child Indicators Research. 2019. Vol. 12, iss. 6. P. 1915–1933. DOI: 10.1007/s12187-018-9617-5
- Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М. : Наука, 1976. 336 с.
- Сергиенко Е. А., Уланова А. Ю., Лебедева Е. И. Модель психического: структура и динамика. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. 503 с.
- Прыгин Г. С. Психология самостоятельности: монография. Ижевск, Набережные Челны : Изд-во Института управления, 2009. 565 с.
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск : Унiверсiтэцкае, 1997. 120 с.
- Дробышева Т. В., Войтенко М. Ю. Социально-психологическое благополучие детей в условиях мегаполиса: методологические основы исследования // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 1 (13). С. 21–25. DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-1-21-25