социальная психология города

Восприятие города в разных группах детей – жителей мегаполиса: сравнительный анализ

Анализируется проблема взаимодействия детей дошкольного возраста с окружающей городской средой. Актуальность исследования связана с выявлением субъектности детей в процессе восприятия ими объектов и явлений социального и физического пространства мегаполиса. Цель исследования –сравнительный анализ восприятия города в группах детей, различающихся модальностью и направленностью отношения к городской среде. Сделано предположение о существовании различий в восприятии мегаполиса детьми дошкольного возраста и о связи между отношением детей к городу и выраженностью их субъектных свойств.

Социально-психологическая пресыщенность молодежи условиями проживания в мегаполисе: концептуальный подход и результаты исследования

Актуальность исследования связана с изучением ресурсов жизнеспособности молодых горожан в условиях нарастающих процессов урбанизации. Изложены данные теоретико-эмпирического исследования проблемы операционализации явления социально-психологической пресыщенности – психологического состояния, порожденного особенностями городской среды. Описано понятие, приведены данные о его операционализации, сформулирована гипотеза и приводятся некоторые результаты ее эмпирической проверки.

Жизнеспособность горожан: содержание понятия, теоретические и эмпирические возможности его применения

Исследование, представленное в статье, посвящено теоретическому и методологическому обоснованию целесообразности применения понятия «жизнеспособность горожан» в изучении социальной психологии города. Проведен междисциплинарный анализ подходов к исследованию проблемы «человек и город». Отмечено, что введение в научный оборот понятия «жизнеспособность горожан» позволит, с одной стороны, с новых позиций изучить факторы и механизмы ресурсов жизнедеятельности разных групп жителей городов, а с другой – позволит расширить предметную область психологии больших социальных групп.