Образец для цитирования:

Поносов Ф. Н., Малахова О. Н., Жученко О. А. Выбор студентами цифрового образовательного ресурса: психологический аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 2. С. 158-167. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-2-158-167


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
159.9.072.432
Язык публикации: 
русский

Выбор студентами цифрового образовательного ресурса: психологический аспект

Аннотация: 

 Вопрос психологического обоснования эффективности дистанционного обучения является мало изученным и сохраняет свою актуальность как в теоретическом, так и практическом плане. Цель исследования, представленного в статье, заключается в выявлении связи предпочтения студентов обучаться с помощью сети Интернет и электронных учебников с их личностными психологическими особенностями. Предположительно уверенные в себе, внутренне организованные студенты положительно относятся к их использованию, а тревожные, эмоционально неустойчивые – отрицательно. В исследовании приняли участие студенты 1–4-го курсов (N = 270, возраст от 17 до 21 года; 61.3% – жен.) экономических и агропромышленных направлений подготовки Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. В качестве методического инструментария использованы: авторская анкета, направленная на изучение предпочтений студентов (О. Н. Малахова, О. А. Жученко); многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (16-PF), форма C, имеющий целью изучение значимых для исследования личностных черт. Установлено, что существует прямая связь между предпочтением студентов использовать цифровые образовательные ресурсы и их личностными психологическими особенностями. Выявлено, что обучаемые с развитой внутренней дисциплиной, аналитическим складом ума негативно относятся к использованию электронных учебников и обучению посредством сети Интернет. Обнаружено, что среди главных личностных психологических особенностей студентов, влияющих на их предпочтение, выступают чувствительность и радикализм, тревожность и внутренняя недисциплинированность. Установлено, что выдвинутая в исследовании гипотеза не подтвердилась. Прикладной аспект проведенного анализа может быть реализован в учебной практике для повышения эффективности учебного процесса и при разработке цифровых учебных курсов. Перспективы исследований связаны с изучением предпочтений преподавателей.

Библиографический список
  1. Терещук К. С. Факторы успешного обучения в вузе, использующем дистанционную форму обучения // Наука вчера, сегодня, завтра : сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. № 3 (37) / отв. ред. М. А. Васинович. Новосибирск : Изд-во АНС «СибАК», 2017. С. 61–65.
  2. Al-Khatir Al-Arimi A. M. Distance Learning // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 152. P. 82–88. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.09.159
  3. Лопатинская В. В. К вопросу о готовности студентов к автономному обучению в условиях перехода к дистанционным формам обучения // Инновационность и мультикомпетентность в преподавании и изучении иностранных языков : сб. науч. тр. / отв. ред. Н. М. Мекеко. М. : РУДН, 2016. С. 118–129.
  4. Seaton J. X., Schwier R. A. An Exploratory Case Study of Online Instructors : Factors Associated with Instructor Engagement [Электронный ресурс] // International Journal of E-leaning & Distance Education. 2014. Vol. 29, no. 1. P. 8–9. URL: http://www.ijede.ca/index.php/jde/issue/view/71 (дата обращения: 24.04. 2019).
  5. Александрова Е. А., Ахметов С. И., Аттиа М. Р. Преимущества и направленность электронного взаимодействия в веб-обучении // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 4 (36). С. 385–391. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-4-385-391
  6. Cropley A. J., Kahl T. N. Distance education and distance learning : Some psychological considerations // Distance Education. 1983. Vol. 4, iss. 1. P. 27–39. DOI: https://doi.org/10.1080/0158791830040102
  7. Terras M. M., Ramsay J. Massive open online courses (MOOCs) : Insights and challenges from a psychological perspective // British Journal of Educational Technology. 2015. Vol. 46, iss. 3. P. 472–487. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12274
  8. Makani J., Durier-Copp M., Kiceniuk D., Blandford A. Strengthening Deeper Learning Through Virtual Teams in E-learning : A Synthesis of Determinants and Best Practices [Электронный ресурс] // International Journal of E-leaning & Distance Education. 2016. Vol. 32, no. 2. P. 1–16. URL: http://www.ijede.ca/index.php/jde/issue/view/76 (дата обращения: 24.04.2019).
  9. Баранов А. А., Жученко О. А. Предпочтения студентами разных форм итогового контроля знаний в зависимости от их личностных особенностей // Интеграция региональных систем образования : сб. материалов V междунар. конф. : в 2 ч. Ч. 1. Саранск : Изд-во Мордовского ун-та, 2006. С. 187–188.
  10. Писарева С. А., Тряпицына А. П. Методологические аспекты перехода к новой организации образовательного процесса // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 3 (35). С. 281–288. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-281-288
  11. Ladyshewsky R. K. The Virtual Professor and Online Teaching, Administration and Research : Issues for Globally Dispersed Business Faculty [Электронный ресурс] // International Journal of E-Leaning & Distance Education. 2016. Vol. 31, no. 2. P. 1–15. Available at: http://www.ijede.ca/index.php/jde/issue/view/76 (дата обращения: 24.04.2019).
  12. 12.Усова А. В. Формирование учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла // Физика. 2006. № 16 (816) [Электронный ресурс]. URL: https://fi z.1september.ru/article.php?ID=200601602 (дата обращения: 08.01.2019).
  13. Ильясов И. И. Система учебных умений // Человек. Искусство. Вселенная. 2015. № 1. С. 216–227.
  14. Ильясов И. И. Работа учащихся с факторами учения как дополнительные учебные умения // Человек. Искусство. Вселенная. 2016. № 1. С. 92–105.
  15. Елькина М. Е., Ильясов И. И., Нагибина Л. Н. Дистанционное образование в России и Германии // Человек. Искусство. Вселенная. 2016. № 1. С. 84–91.
  16. Fojtic R. Comparision of Full-time and Distance Learning // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 182. P. 402–407. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.804
  17. Carnevale D. Internet Experts Consult Their Crystal Balls // Information Technology. 2005. Vol. 51, № 20. P. 26–30.
  18. BakerK.Q., MoyerD.M. The Relationship between Students’ Characteristics and Their Impressions of Online Courses // American Journal of Distance Education. 2019. Vol. 33, iss. 1. P. 16–28. DOI: https://doi.org/10.1080/08923647.2019.1555301
  19. Park S., Yun H. The Infl uence of Motivational Regulation Strategies on Online Students’ Behavioral, Emotional, and Cognitive Engagement // American Journal of Distance Education. 2018. Vol. 32, iss 1. P. 43–56. DOI: https://doi.org/10.1080/08923647.2018.1412738
  20. Pam M. S. Preference // Psychology Dictionary : Professional reference. The only Free Online Psychology Dictionary [Электронный ресурс]. URL: https://psychologydictionary.org/preference/ (дата обращения: 10.01.2020).
  21. Алишев Б. С. Предпочтение как функция психики // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2011. Т. 153, № 5. С. 7–16.
  22. Либин А. В. Дифференциальная психология : на пересечении европейских, российских и американских традиций. М. : Академия, 2004. 527 с.
  23. Lichtenstein S., Slovic P. The Construction of Preferences. New York : Cambridge University Press, 2006. 808 p.
  24. Капустина А. Н. Многофакторная личностнаяметодика Р. Кеттелла. М. : Речь, 2007. 104 с.
  25. Малахова О. Н., Жученко О. А. Мониторинг психических состояний студентов в условиях дистанционной и аудиторной образовательной коммуникации // Открытое и дистанционное образование. 2017. № 4 (68). С. 5–12. DOI: https://doi.org/10.17223/16095944/68/1
Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 89)
Краткое содержание (на английском языке):
(downloads: 61)