adolescents

Поведение подростков в цифровой образовательной среде: к определению понятий и постановке проблемы

Актуальность изучения проблемы поведения подростков в цифровой образовательной среде обусловлена ускорившимися процессами цифровизации образования, участвующими в формировании нового вида поведения - цифрового, под которым понимается система действий, связанных с использованием цифровой среды. Цель работы - на основе анализа и обобщения отечественных и зарубежных источников рассмотреть современное состояние данной проблемы и наметить перспективы ее дальнейшего изучения.

Самоосуществление и удовлетворенность жизнью подростка: психолого-педагогический аспект

Современная образовательная практика не имеет ясных научных представлений об особенностях самоосуществления подростков в связи с их удовлетворенностью жизнью. Проведенный анализ понятия «самоосуществление» в современном психологическом дискурсе обнаружил три наиболее представленных в литературе способа самоосуществления: самовыражение, самореализация и самотрансценденция. Показано, что способы самоосуществления могут соотноситься с различными векторами его направленности. В крайних вариантах это «эгоцентрический» вектор самоосуществления и вектор «самоотверженного служения».

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ САМОУПРАВЛЕНИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ АВТОНОМИИ

Представлены результаты исследования сформированности способности самоуправления и саморегуляции поведения у подростков с различным уровнем автономии (N = 117; 13–15 лет), выполненного с применением психодиагностического инструментария: «Опросник автономности-зависимости» (Г. С. Пры гина), методика «Стилевая саморегуляция поведения человека» (В. И. Моросановой) и «Способность самоуправления» (Н. М. Пейсахова). Цель исследования – выявление различий в способности самоуправления и саморегуляции поведения подростков, отличающихся разным уровнем автономии.

Семья как фактор успешной адаптации подростка в условиях инклюзивного образования

Изложены результаты исследования жизненных сценариев и адаптационных возможностей подростков, обучающихся в инклюзивном образовательном учреждении; показаны факторы, способствующие успешной адаптации подростка. Представлены результаты исследования, выполненного на репрезентативной выборке учащихся (г. Ульяновск; N = 98, возраст 12–17 лет) с применением диагностического инструментария: «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда; методика «Сочинение» М. Р. Битяновой, Т. В. Азаровой, адаптированная автором.