подросток

Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза

Приведены данные эмпирического исследования взросления современных подростков. Актуальность исследования обусловлена противоречиями, связанными с изменением критериев взрослости, ухода от их нормативного понимания, удлинением перехода от детства к взрослости. Цель исследования – выявить индивидуально-психологические характеристики взросления подростков. Предположительно взросление – это процесс формирования (становления) зрелой личности, отличающийся созреванием и качественным изменением определенных ее характеристик, детерминированный социализацией и индивидуализацией.

Самоосуществление и удовлетворенность жизнью подростка: психолого-педагогический аспект

Современная образовательная практика не имеет ясных научных представлений об особенностях самоосуществления подростков в связи с их удовлетворенностью жизнью. Проведенный анализ понятия «самоосуществление» в современном психологическом дискурсе обнаружил три наиболее представленных в литературе способа самоосуществления: самовыражение, самореализация и самотрансценденция. Показано, что способы самоосуществления могут соотноситься с различными векторами его направленности. В крайних вариантах это «эгоцентрический» вектор самоосуществления и вектор «самоотверженного служения».

Особенности личности городских и сельских подростков в контексте проблемы социализации

Рассмотрены личностные особенности городских и сельских подростков. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборках городских (n = 620) и сельских (n = 580) подростков (12–18 лет) c применением психодиагностического инструментария: «Опросник измерения агрессивных и враждебных реакций» А. Басса – А. Дарки, «Опросник эмоциональной напряженности» Е. С. Романовой, «Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч. Симпбортера – Ю. Ханина, «Шкала астенического состояния» Л. Д. Майковой, «Гиссенский опросник соматических жалоб» Е. Брюхлера и Дж. Снера.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ПОДРОСТКОВ

Представлены результаты исследования взаимосвязи уровня развития эмоционального интеллекта и уровня учебной мотивации у подростков 14–15 лет (n= 60) с применением «Опросника определения коэффициента эмоционального интеллекта» (Р. БарОна в адаптации А. С. Петровской); методики «Изучение мотивации обучения подростков на этапе окончания средней школы» (Н. В. Калининой, М. И. Лукьяновой). Выявлены статистически значимые различия между сферами и шкалами уровня развития эмоционального интеллекта.