socialization

Воспитание в цифровую эпоху

Контекст обсуждения происходящих в образовании изменений связан с осмыслением влияния цифровизации на развитие и социализацию подрастающего поколения, которые тесно связаны с воспитательными практиками. Исследователи фиксируют разрыв между традиционными методами и моделями работы педагогов и их слабой воспроизводимостью в условиях расширяющегося цифрового формата реализации воспитательных программ. Цель: анализ особенностей реализации задач воспитания в условиях цифровизации, определение ведущих направлений изменения воспитательной практики.

Содержательная трансформация репрезентации «значимый Другой» в транзитивном обществе

Целью исследования, представленного в статье, является теоретическая рефлексия содержательной трансформации репрезентации «значимый Другой» в транзитивном обществе. Описаны основные атрибуты переходного общества (нестабильность, неопределенность, проектность, разнонаправленность, многовариантность, инновационность и др.), обозначающие институциональные и ценностные перемены, их необратимость, а также единство сохранения и отрицания правил, норм и ценностей, старого и нового миропонимания и миропорядка, их конфликтность и альтернативность.

Особенности субкультур юношей и девушек малого города России

Актуальность исследования обусловлена противоречием между потребностью старшеклассников в жизненном самоопределении в контексте гендерной социализации и неготовностью системы школьного воспитания к реализации этой потребности. Целью исследования, представленного в статье, являлось выявление особенностей субкультур юношей и девушек малого города России. Проверялась гипотеза о качественноколичественных различиях в субкультурах юношей и девушек провинциального города.

Роль военной идентичности, ценностей и удовлетворенности службой в формировании ответственности курсантов

Изучение роли социально-психологических характеристик, складывающихся в процессе социализации, в формировании ответственного отношения к служебной деятельности курсантов является важной задачей социальной психологии. Ответственность военнослужащих обеспечивает успешную реализацию их служебной деятельности и стабильность государства и общества. Поэтому цель данного исследования – изучить роль военной идентичности и удовлетворенности службой в формировании ответственности курсантов, определить их прямые и косвенные эффекты.

Отношение к «чужим»: этнокультурные компоненты и социализация

Проверялась гипотеза о том, что в структуре индивидуального опыта социализация как форма адаптации к среде обеспечивается более дифференцированными, поздно формируемыми системами по сравнению с этнокультурными традициями и правилами. В исследовании приняли участие 185 человек, русских и казахов, живущих на одной территории – в Саратове, Россия и Уральске, Казахстан.

Формирование дискриминационных установок личности в процессе ее социализации

Дискриминационные установки являются важным регулятором поведения личности и группы, реализуемого в отношении представителей различных групп в современном обществе. Утверждается значимость преодоления дискриминационных установок для инновационного развития общества. Изложены результаты теоретического анализа проблемы формирования дискриминационных установок с позиции социализации личности. Предполагается наличие различных источников дискриминационных установок, актуализирующихся на разных уровнях социализации личности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СВЕТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРЁХ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ДОМИНАНТАХ (К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА)

Осуществлен междисциплинарный анализ проблемы социализации личности на основе обращения к учению о трёх родах словесного искусства – эпосе, лирике и драме. Предложена идея, в соответствии с которой социализация личности может рассматриваться как последовательное включение эпической, лирической и драматической составляющих освоения социального пространства.

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченным и возможностями

Представлены результаты теоретико-эмпирического изучения проблемы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. На основе качественного анализа имеющихся в научной литературе данных выявлены основные тенденции в развитии детско-родительских отношений в семье ребёнка с нарушениями психофизического развития. Для подтверждения теоретических выводов проведено эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих умственно отсталого ребенка.

Динамика и личностные предикторы предпочитаемых стратегий преодоления курсантов военного вуза

Анализируются модели преодолевающего поведения в контексте военной социализации личности курсанта. Проведен анализ динамики стратегий поведения на протяжении всего периода обучения в военном вузе. Делается вывод об использовании стратегий преодолевающего поведения общекризисных явлений на третьем году обучения, выражающихся в снижении значимости активных и просоциальных стратегий и усилении пассивных и агрессивных. Анализ личностных предикторов предпочитаемых стратегий преодолевающего поведения свидетельствует об относительно сильной детерминации вариаций одних стратегий и низкой – других.