Образец для цитирования:
Волоченко В. С., Слепкова В. И. ГЕТЕРОХРОННОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. , вып. 4. С. 341-348. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2013-2-4-341-348
ГЕТЕРОХРОННОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
В статье представлены результаты эмпирического исследования развития личности в ранней взрослости; рассмотрены хронологические границы и основные задачи развития личности этот период. Приведены теоретические аргументы и эмпирические доказательства выделения в зрелости человека двух аспектов: социальной и личностной зрелости; представлены критерии определения уровней социального и личностного развития человека. Применение психодиагностического инструментария – «Метод мотивационной индукции» Ж.Нюттена и «Самоактуализационного теста» (Л. Я.гозман и др.) на выборке респондентов в возрасте от 21 года до 25 лет, представленной студентами выпускных курсов учреждений высшего образования, позволило выявить, что социальное и личностное развитие в ранней взрослости подчиняется действию закона гетерохронности психического развития. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в организации дополнительной работы в учреждениях высшего образования, направленной на активизацию личностного развития студентов.
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 339 с.
2. Калашникова И. Н. Проблема самоотношения в возрасте ранней зрелости // Возрастная и педагогическая психология : эмпирические исследования: сб. науч. тр. молодых ученых. Минск, 1998. Вып. 1. С. 91–100.
3. Карандашев Ю. Н. Функциональностадиальная модель онтогенетического развития // Адукацыя і вы хаванне. 1999. № 7. С. 34–42.
4. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. М., 1985. 128 с.
5. Марищук Л. В., Ивашко С. Г., Кузнецова Т. В. Психология развития и педагогическая психология : учеб.пособие. Минск, 2010. 231 с.
6. Пиняева С. Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопр. психологии. 1998. № 2. С. 3–10.
7. Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. М., 1984. Т. 4. 432 с.
8. Гаулд Р., Левинсон Д., Вейлант Дж.Ступени жизни :[по материалам журнала «Сайенс дайджест» (США)]// Наука и жизнь. 1977. № 2. С. 135–137.
9. Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии : учеб. пособие. М.,1981. 81 с.
10. Ниемеля П. Развитие и нормальные кризисы взрослого человека. Проблемы психологии личности : сов.фин. симп. : сб. М., 1982. С. 133–139.
11. Ананьев Б. Г.О проблемах современного человекознания. М., 1977. 380 с.
12. Кон И. С. Психология юношеского возраста : проблемы формирования личности: учеб. пособие. М., 1979. 175 с.
13. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 104 с.
14. Якобсон П. М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психол, журн.1981. Т. 2, № 4. С. 141–150.
15. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 335 с.
16. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте : психологическое исследование. М., 1968. 464 с.
17. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977. 64 с.
18. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / пер. с англ. Г. А. Балла, А. П. Попогребского ; под общ. ред. Г. А. Балла и др. М., 1999. 423 с.
19. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности: основные положения, исследования и примечание: учеб. пособие для вузов / пер. с англ. СПб., 1999. 608 с.
20. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. 424 с.
21. Эриксон Э. Г. Идентичность : юность и кризис / пер. с англ. М., 1996. 342 с.