Cite this article as:

Орап М. О. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ СТРУКТУРЫ РЕЧЕВОГО ОПЫТА ЛИЧНОСТИ. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2014, vol. , iss. 2, pp. 186-193. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2014-3-2-186-193


This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
UDC: 
159.946.3
Language: 
Russian

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ СТРУКТУРЫ РЕЧЕВОГО ОПЫТА ЛИЧНОСТИ

Abstract: 

Представлены  результаты  эмпирического  изучения  динамических  характеристик  речевого  опыта  личности.  В  разрабатываемой  нами  теоретической  концепции  речевого  опыта  личности последний рассматривается как система, суть которой процесс, продукт  обработки  и  представления  в  речевой  форме  результатов взаимодействия субъекта с окружающим, которое делает возможным и упорядочивает речевое освоение мира личностью. В  статье  проанализированы  результаты  исследования  внешней структуры  речевого  опыта  в  двух  возрастных  группах  –  детей младшего  школьного  возраста  (194  респондента)  и  периода «ранняя взрослость» (386 респондентов) с помощью метода факторного  анализа.  Изложены  основное  содержание  и  интерпретация полученных факторов. Результаты сравнения содержания факторов в двух возрастных группах позволяют обозначить динамику развития внешней структуры: развитие осуществляется путем  интеграции  –  объединения  отдельных  частей  в  единое целое, при этом части не механически сливаются друг с другом, а диалектически изменяются, приобретая новые качества. Генерализация отдельных частей приводит к появлению трех факторов во взрослом возрасте, которые обнаруживают четкую направленность на опосредование речевого освоения мира личностью. 

References

1.  Chomsky N. Language & Thought. USA. N. Y., 1993. 96 p.

2.  Чепелєва Н. В. Проблеми психологічної герменевтики. Київ. 2004. 276 с.

3.  Дружинин  В.  Н. Психология  общих  способностей. СПб., 1999. 368 с.

4.  Холодная М. А. Психология понятийного мышления : от концептуальных структур к понятийным способностям.

М., 2012. 288 с.

5.  Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М., 1981. 232 с.

6.  Солсо Р. Л. Когнитивная психология. СПб., 2006. 589 с.

7.  Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М., 2000. 328 с.

8.  Орап М. О. Теоретичний анализ категорий «мовленнєвий досвід  особистості»  //  Гуманітарний  вісник  ДВНЗ

«ПереяславХмельницький  державний  педагогічний університет імені Григорія Сковороди». 2013. Вип. 29. С. 272–278. 

9.  Лактионов А. Н. Координаты индивидуального опыта. Харьков, 2010. 366 с.

10. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1983. 160 с.

11. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. 214 с.

12. Богуш А. М. Мовленнєвий розвиток дітей від народження до 7 років. Київ, 2010. 374 с.

13. Гавриш Н. В. Розвиток мовленнєвотворчої діяльності в дошкільному дитинстві. Донецьк, 2001. 218 с.

14. Похилько В. И., Федотова О. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопр. психологии. 1984. № 3. С. 151–157.

15. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной систем. М., 1978. 400 с.

Full text (in Russian):
(downloads: 157)
Short text (in English):
(downloads: 83)