Образец для цитирования:
Морозов А. В. Профессиональный стандарт директора школы как индикатор управленческой компетентности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 3. С. 203-209. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-203-209
Профессиональный стандарт директора школы как индикатор управленческой компетентности
Приведены результаты пилотного эмпирического исследования, нацеленного на научно-практический и акмеологический анализ необходимости разработки и внедрения профессионального стандарта «Руководитель общеобразовательной организации», являющегося критерием соответствия современного директора школы запросам общества и требованиям сегодняшнего дня, своеобразным индикатором его управленческой и личностной компетентности. Проблема разработки и внедрения профессионального стандарта обусловлена необходимостью стандартизации подхода 1) к подбору и обучению руководящего состава общеобразовательных организаций, 2) проведению всесторонне обоснованной и адекватной процедуры аттестации управленцев системы образования, 3) созданию качественного кадрового резерва и выдвижению в его состав наиболее достойных и перспективных сотрудников и т. д. Пересмотр процедуры подбора и назначения руководителей общеобразовательных организаций, продиктованный возросшими требованиями к уровню их управленческой компетентности, неизбежно влечет за собой иную расстановку управленческих акцентов в соответствии с основными трудовыми функциями директора школы, а также вполне определенными трудовыми действиями, необходимыми знаниями и умениями, продуманной системе психолого-педагогического сопровождения подготовки, становления, личностного роста и профессионального развития руководителя, а вместе с тем и модернизации всей системы управления общеобразовательной организацией. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что отсутствие прозрачной и обоснованной системы требований к потенциальному кандидату на должность руководителя общеобразовательной организации порождает на практике ситуацию, нередко приводящую к конфликтным и иным негативным взаимоотношениям в трудовом коллективе, снижая в итоге эффективность управленческой деятельности в целом.
1. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: https://dokumenty24.ru/zakony-rf/zakonob-obrazovanii-v-rf.html (дата обращения: 17.03.2019).
2. Браун М. Г. За рамками сбалансированной системы показателей : как аналитические показатели повышают эффективность управления компанией. М. : Олимп-Бизнес, 2012. 220 с.
3. Аринушкина А. А. Информационные технологии в реализации модели управления развитием профессионально значимых качеств руководителей структурных подразделений // Ученые записки ИИО РАО. 2011. Вып. 37. С. 33–40.
4. Чечель И. Д. Профессиональное развитие руководителей образовательного учреждения // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 1 (9). С. 54–65.
5. Ганаева Е. А., Трубенкова С. Н. Развитие профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций в рамках модульной модели повышения квалификации // Приволжский научный вестник. 2014. № 5 (33). С. 139–144.
6. Неустроев С. С., Нестерoва О. В. Профессиональное развитие руководителя образовательной организации в условиях внедрения профессионального стандарта // Человек и образование. 2016. № 2 (47). С. 4–10.
7. Федорчук Ю. М., Неустроев С. С., Полянинова Ю. В., Чекулаева Ю. А., Ильина В. С., Бажилина А. В., Комарова М. В. Концепция профессионального становления и развития руководителя образовательного учреждения в условиях инновационного социально-экономического развития Российской Федерации // Ученые записки ИУО РАО. 2017. № 3 (63). С. 100–114.
8. Морозов А. В. Особенности управленческой деятельности современного руководителя образовательной организации. М. : ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. 178 с.
9. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-02052015-n-122-fz-o/ (дата обращения: 28.02.2019).
10. Морозов А. В. Креативность как основа инновационной активности и профессионализма современного руководителя // Психология в экономике и управлении. 2014. № 1. С. 125–129.
11. Неустроев С. С., Федорчук Ю. М. Формирование системы кадрового резерва руководителей общеобразовательных организаций // Управление образованием. 2018. № 1. С. 5–13.
12. Морозов А. В. Психологические аспекты управленческой деятельности руководителей системы образования // Управление образованием : теория и практика. 2017. № 3. С. 33–49.
13. Морозов А. В. Подготовка руководителей системы образования в условиях внедрения профессионального стандарта // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века : состояние, проблемы, перспективы развития : материалы 12-й Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 кн. / под общ. ред. Р. С. Сафина, Е. А. Корчагина. Казань : КГАСУ, 2018. Кн. 1. С. 128–132.
14. Колиогло Н. В., Морозов А. В. Личностное развитие как основа профессиональной подготовки современного руководителя образовательной организации // Современное образование : научные подходы, опыт, проблемы, перспективы : сб. ст. XIV Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. М. А. Родионова. Пенза : Пензенский государственный университет, 2018. С. 45–47.
15. Неустроев С. С., Нестерoва О. В. Психологические условия поддержки профессионального развития руководителей образовательной организации при внедрении профессионального стандарта // Управление образованием. 2016. № 4 (24). С. 71–84.