Образец для цитирования:
Чудайкин А. М. Психолого-педагогические аспекты проблемы стрессоустойчивости обучающихся // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2. С. 183-188. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-183-188
Психолого-педагогические аспекты проблемы стрессоустойчивости обучающихся
Целью теоретического исследования, представленного в статье, выступает анализ психолого-педагогических аспектов проблемы стрессоустойчивости. Его актуальность обусловлена выявленной неспособностью обучающихся справляться с непредвиденными ситуациями, невладением ими приемами преодоления стресса, результатом чего зачастую является негативное воздействие как на физическое, так и на психологическое состояние. Предполагается, что детальный анализ понятий «стресс», «стрессоустойчивость», «классификация стресс-факторов» позволит наметить направления работы по развитию устойчивости к стрессу. Описана последовательность физического и психоэмоционального изменения под влиянием стресс-факторов. Подчеркнута важность владения информацией о психологических аспектах стресса, исследуются факторы и виды стрессоустойчивости. Приведен пример значимых факторов, характеризующих стрессоустойчивость обучающихся, – психофизиологических, мотивационных, эмоциональных, волевых, профессиональных, интеллектуальных. Перечислены типичные способы снятия стресса и развития стрессоустойчивости, а также приемы минимизации стрессового состояния в случаях его возникновения. Прикладной аспект проблемы исследования стрессоустойчивости может быть реализован в разработке практических рекомендаций для обучающихся по развитию их способности противостоять стрессу.
1. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 2012. 66 с.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 4-е изд., доп. и испр. М., 2008. 868 с.
3. Социология : Энциклопедия / сост. А. А. Грицанов и др. М., 2003. С. 1311.
4. Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж, 2004. 640 с.
5. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб., 2009. 336 с.
6. Одинцова М. А. Культурная одаренность как способность человека к преодолению эндогенных и экзогенных стресс-факторов // Яросл. пед. вестн. 2011. № 3. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 214–217.
7. Бочарова Е. Е. Теоретико-концептуальные основания исследования проблемы субъективного благополучия // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психологические науки. 2012. № 3. С. 38–44.
8. Рудаков А. Л. Стресс, стрессоустойчивость и саногенная рефлексия в спорте. Красноярск, 2011. 150 с.
9. Варданян Б. Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 2003. С. 542–543.
10. Бережная Н. И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов // Ежегодник Российского психологического общества : материалы 3-го Всероссийского съезда психологов : в 8 т. СПб., 2003. Т. 1. С. 33–35.
11. Гуленко В. В. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителя. М., 2003. 282 с.
12. Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. 2012. № 9. С. 243–246.
13. Ковалева Ю. М. Значение стрессоустойчивости в процессе осуществления педагогической деятельности // Молодой ученый. 2016. № 4. С. 693–695.
14. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб., 2006. 256 с.
15. Мельник Ш. Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуациях. М., 2014. 256 с.
16. Малышев И. В. Влияние творческого потенциала на стрессоустойчивость личности студентов в условиях образовательной среды вуза // Гуманизация образовательного пространства : материалы междунар. науч. конф. [Электронное издание]. М., 2016. С. 938–945.
17. Шамионов Р. М. Формирование адаптационной готовности старшеклассников и студентов вузов // Психология обучения. 2013. № 9. С. 20–30.
18. Кленова М. А., Лаврентьева М. Ю. Влияние типа темперамента на выбор личностью стратегий преодоления // Альманах современной науки и образования. 2015. № 8. С. 63–65.