адаптация

Особенности эмоционально-личностного благополучия представителей социономических профессий (врачей и психологов)

В современном обществе, характеризующемся стремительным изменением, нестабильностью, турбулентностью, повышается значимость деятельности специалистов социономического профиля, главной функцией которых является помощь людям. Яркими представителями данного профессионального сегмента являются врачи и психологи. Такие личностные качества, как ответственность, дисциплинированность, эмпатия, необходимы специалистам для эффективного ведения профессиональной деятельности, оказания своевременной и качественной помощи нуждающимся в ней.

Соотношение адаптации и совладающего поведения иностранных студентов в России

Цель исследования, представленного в статье, заключается в обобщении и теоретико-эмпирическом изучении проблемы соотношения адаптации и совладающего поведения иностранных студентов в России. Выраженной тенденцией является увеличение количества иностранных студентов, желающих получить высшее образование в России. Не только расширяется «география» контингента зарубежных обучающихся, но и увеличивается количество российских вузов, готовых принять иностранных студентов.

Проблема адаптационной готовности личности: итоги научно-практического семинара

Подведены итоги научно-практического семинара «Проблема адаптационной готовности личности», проведенного на базе СГУ им. Н. Г. Чернышевского 20 апреля 2017 года.

Успешность социально-психологической адаптации учащихся в зависимости от образовательных сред

Изложены данные теоретического анализа проблемы соци ально-психологической адаптации учащихся в условиях моно- (общеобразовательного учреждения) и поли- (учреждений дополнительного образования) образовательной среды. Особое внимание уделено проблеме успешности социально-психологической адаптации подростков в зависимости от их включенности в образовательную среду учреждения дополнительного образования.

Адаптационная готовность учащихся средней школы

Изложены результаты теоретического и многолетнего эмпирического исследования адаптационной готовности учащихся средней школы. В лонгитюдном исследовании принимали участие учащиеся (N = 83) и классные руководители (N = 3). Применение комплекса психолого-педагогических методик – «Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся» (Е. С. Еськиной, Т. Л. Больбота), «Детский тест интеллектуальных способностей» (К. Рассела); «Методика для изучения социализированности учащихся» (М. И. Рожковой); «Изучение мотивации обучения у младших школьников» (М. Р.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ»

Изложены данные теоретического анализа проблемы школьной адаптации. Показано, что школьная адаптация является непрерывным процессом, связанным с кардинальными переменами в жизни индивида – сменой деятельности и социального окружения. Представлено понимание школьной адаптации не только как процесса приспособления к эффективному функционированию в образовательной среде, но и как активного освоения личностью окружающего пространства, связанного с ее способностью к психологическому, личностному, социальному саморазвитию.

Семья как фактор успешной адаптации подростка в условиях инклюзивного образования

Изложены результаты исследования жизненных сценариев и адаптационных возможностей подростков, обучающихся в инклюзивном образовательном учреждении; показаны факторы, способствующие успешной адаптации подростка. Представлены результаты исследования, выполненного на репрезентативной выборке учащихся (г. Ульяновск; N = 98, возраст 12–17 лет) с применением диагностического инструментария: «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда; методика «Сочинение» М. Р. Битяновой, Т. В. Азаровой, адаптированная автором.

Родительское отношение в семье и формирование адаптационной готовности выпускника школы

В статье рассматривается взаимосвязь родительского отношения и формирования адаптационной готовности выпускника школы. Показано, что образовательное пространство школы и семья влияют на освоение навыков, обеспечивающих социальную адаптацию

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Рассмотрена проблема геронтообразования в качестве фактора социализации и адаптации пожилых людей. Представлены данные, свидетельствующие о том, что треть пожилых людей в России имеет потребность в обучении. Описаны новые формы работы с пожилыми людьми, направленные на сохранение их социальной и интеллектуальной активности, которые позволяют им как можно дольше сохранять физическое и духовное благополучие.

Социально-психологические аспекты сопровождения процессов направленной социализации молодежи

Обсуждается проблема направленной социализации молодежи; приведены данные психологических подходов (Г. Тард, В. С. Мухина, А. В. Петровский), лежащих в основе анализа сущности и механизмов социализации. Представлена авторская программа направленной социализации молодежи, выделены основные направления работы по сопровождению: профессионального самоопределения, процесса адаптации в высших учебных заведениях, становления профессиональных компетенций.

Страницы