educational environment

Значимость базовых ценностей для субъектов образовательной среды как условие ее безопасности

Усложнение количественных и качественных характеристик образовательной среды определяет постановку исследовательских задач, связанных с изучением современного социокультурного ландшафта и выявлением акмеологических механизмов социально-психологической безопасности школы. Теоретической рамкой исследования явилась концепция «культурных традиций» Д. Б. Зильбермана о существовании нормативного и ценностного типов отношения к действительности.

Личностные и коммуникативные качества педагогов, предопределяющие субъект-субъектное взаимодействие с обучающимися

Актуальность темы исследования обусловлена неудовлетворенностью как педагогов, так и обучающихся взаимоотношениями друг с другом, что в первую очередь блокирует становление субъектности, активности обучающихся, в том числе и в учебной деятельности. Цель исследования, представленного в статье, заключается в изучении возможности предопределения конструктивности взаимодействия педагогов и обучающихся личностными и коммуникативными качествами педагогов.

Проблема школьной тревожности с позиций средового подхода

В совокупности взглядов на тревогу и тревожность акцентированы аспекты взаимодействия личности с окружающей средой и неопределенности как свойства этого взаимодействия, т. е. аспекты, концептуально близкие синергетической парадигме современной науки. Обосновано авторское видение реали- ́ зации средового подхода в интерпретации фундаментальных представлений постнеклассической картины мира о системной интеграции, раскрыта проблема детерминизма по отношению к психолого-педагогическому предметному ареалу.

Психологическое благополучие субъектов образовательной среды в контексте гендерных особенностей ее организации

Целью представленного в статье исследования является сравнительный анализ уровневых характеристик субъективно воспринимаемого психологического благополучия участников образовательного процесса в моно- и гетерогендерном образовательном пространстве. Предположительно наличие взаимосвязи гендерных факторов, заложенных в ту или иную модель образовательного пространства, и субъективной оценки психологической безопасности участников образовательного процесса.

Refined Educational Environment: Characterizing the Phenomenon

The paper outlines the essence and types of educational environment and provides a detailed definition of refined educational space as a distinct type of educational environment. When analyzing educational environment, it is possible to use physicalistic and non-physicalistic logic. It is non-physicalistic logic that underlies this paper’s discussion of the phenomenon of refined educational environment. The paper further justifies the rationale for the research of educational environment in the context of socio-cultural environment.

Адаптационная готовность учащихся средней школы

Изложены результаты теоретического и многолетнего эмпирического исследования адаптационной готовности учащихся средней школы. В лонгитюдном исследовании принимали участие учащиеся (N = 83) и классные руководители (N = 3). Применение комплекса психолого-педагогических методик – «Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся» (Е. С. Еськиной, Т. Л. Больбота), «Детский тест интеллектуальных способностей» (К. Рассела); «Методика для изучения социализированности учащихся» (М. И. Рожковой); «Изучение мотивации обучения у младших школьников» (М. Р.