Cite this article as:
Гущина Т. Н. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2013, vol. , iss. 1, pp. 72-75. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2013-2-1-72-75
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА
Рассматриваются возможности и ограничения педагогического сопровождения старшеклассников в процессе развития их субъектности в образовательной среде на основе рефлексивно-средового подхода. Представлено понимание субъектности как интегративного качества личности, включающее в себя активность, рефлексивность, осознанность ценностных ориентаций и ряд других субъектных свойств. Показано, что рефлексивно-средовой подход к выстраиванию данного вида сопровождения позволяет выявить и исследовать факторы взаимовлияния субъектов и образовательной среды на основе применения рефлексивных механизмов. Представлена структура портфолио «Развитие социальной активности старшеклассника» как рефлексивного механизма, проанализированы его потенциалы и ограничения в стимулировании мотивации старшеклассников в области избранных видов деятельности и повышении уровня их активности. Основное внимание при этом обращается на субъектную включённость самого обучающегося в сопроводительные процессы, а также на тьюторскую позицию педагога – позицию принятия и признания субъектности ребёнка. Анализируются причины, ограничивающие целостность педагогического сопровождения юношей и девушек. Представлены материалы качественного анализа педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассников. Рассматриваются возможности и ограничения педагогического сопровождения старшеклассников в процессе развития их субъектности в образовательной среде на основе рефлексивно-средового подхода. Представлено понимание субъектности как интегративного качества личности, включающее в себя активность, рефлексивность, осознанность ценностных ориентаций и ряд других субъектных свойств. Показано, что рефлексивно-средовой подход к выстраиванию данного вида сопровождения позволяет выявить и исследовать факторы взаимовлияния субъектов и образовательной среды на основе применения рефлексивных механизмов. Представлена структура портфолио «Развитие социальной активности старшеклассника» как рефлексивного механизма, проанализированы его потенциалы и ограничения в стимулировании мотивации старшеклассников в области избранных видов деятельности и повышении уровня их активности. Основное внимание при этом обращается на субъектную включённость самого обучающегося в сопроводительные процессы, а также на тьюторскую позицию педагога – позицию принятия и признания субъектности ребёнка. Анализируются причины, ограничивающие целостность педагогического сопровождения юношей и девушек. Представлены материалы качественного анализа педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассников.
рисков и ограничений развития его субъект