Cite this article as:

Мазилов В. А. ПСИХОЛОГИЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ: ПОИСК ПУТЕЙ К ВЗАИМОПОНИМАНИЮ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2014, vol. , iss. 3, pp. 228-235. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2014-3-3-228-235


This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
UDC: 
159.9:316.6
Language: 
Russian

ПСИХОЛОГИЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ: ПОИСК ПУТЕЙ К ВЗАИМОПОНИМАНИЮ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Abstract: 

Статья посвящена обсуждению вопроса о соотношении психологии академической и психологии практической. Утверждается, что рассогласование (разрыв) между ними нормальны и естественны. Дается анализ современного состояния научной психологии; выявляется ее парадигмальный статус. Делается вывод о многообразии подходов к трактовке парадигм в психологии. Анализируются различные интерпретации парадигмального подхода в психологии: рассматриваются парадигмы как мировоззрения, как эпистемологические позиции, как разделяемые представления, как примеры моделей. Характеризуются такие варианты понимания парадигм, как биологическая, бихевиористская, гуманистическая, деятельностная, диалогическая, интеракционистская, когнитивистская, нейронаучная, психодинамическая, социально-когнитивно-наученческая, феминистская, экзистенциально-феноменологическая. Утверждается, что претендентами на роль парадигм в современной психологии выступают естественно-научная, герменевтическая, конструктивистская, синергетическая, постмодернистская, психотехническая. Делается заключение, что ведущими парадигмами являются естественнонаучная и герменевтическая. В научной психологии происходит соперничество между естественнонаучной и герменевтической парадигмами; парадигмального противостояния между академической и практической психологией нет: это замаскированное «классическое» соперничество между естественнонаучной и герменевтической парадигмами.

References

1.  Дессуар М. Очерк истории психологии. СПб., 1912. 218 с.

2.  Роговин М. С. Введение в психологию. М., 1969.384 с.

3.  Юревич А. В. Исследовательская и практическая психология: еще раз о«схизисе» // Психологический журн. 2012. Т. 33, №1. С. 90‒104.

4.  Журавлев А. Л., Ушаков Д. В. Теоретикоэкспериментальная и практическая психология: две разные парадигмы? // Парадигмы в психологии. Науковедческий анализ. М., 2012. С. 158‒177.

5.  Спиркин А. Г., Юдин Э. Г., Ярошевский М. Г. Методология// Философский энцикл. словарь. М., 1989.  С. 359‒360.

6.  Мазилов В. А. Теория и метод в психологии. Ярославль, 1998. 356 с.

7.  Асмолов А. Г. XXI век: психология в век психологии// Вопр. психологии. 1999. №1. С. 3‒12.

8.  Карицкий И. Н. Теоретикометодологическое исследование социальнопсихологических практик. М. ; Челябинск, 2002. 258 с.

9.  Волков И. П. Перспективы развития теоретической и практической психологии в России: Возродить научные исследования по предмету психологии//Вестн. Балтийской педагогической академии. 1996.Вып. 3. С. 6–13.

10.  Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. 185 с.

11.  Карицкий И. Н. Системогенез психологической практики// Вестн. унта(Государственный университет управления). 2011. №22. С. 36‒39.

12. Современная психология: справочное руководство. М., 1999. 688 с.

Full text (in Russian):
(downloads: 135)
Short text (in English):
(downloads: 87)