Cite this article as:

Акименко А. К. СТРАТЕГИИ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2014, vol. , iss. 1, pp. 63-74. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2014-3-1-63-74


This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
UDC: 
316.6
Language: 
Russian

СТРАТЕГИИ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Abstract: 

Представлены особенности понимания и использования лжи в адаптивном поведении современной студенческой молодежи. Раскрыто содержание основных теоретических подходов к исследованию стратегий адаптивного поведения. Представлены результаты эмпирического исследования  стратегий адаптивного поведения, выполненного на выборке студенческой молодежи (n = 230; 18–23 года). Применение опросника приспособленности Х. Белла, многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла (16PF – форма С), межличностного опросника Т. Лири (ДМО), Макопросника В. В. Знакова, опросника эмпатийных тенденций И. М. Юсупова, методики изучения уровня притязаний и самооценки Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан), «Личностный дифференциал» (адаптированная в НИИ им. В. М. Бехтерева), авторской анкеты, направленной на выявление особенностей понимания категории лжи, позволило выявить взаимозависимость между представлениями студентов о лжи, характером их адаптированности, предпочитаемыми стратегиями поведения в межличностных отношениях, а также степенью развития эмпатийных и макиавеллистических тенденций. Установлены различия в характере и направленности использования лжи в отдельных стратегиях социального поведения. Полученные данные позволяют определить возможные детерминанты и основания нравственных регуляторов социального поведения студенческой молодежи.

References

1.  История зарубежной психологии: тексты/ под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1986. 575 с.

2. Bandura A.SocialLearning theories of identificatory processes. Handbook of socialization theory and research // D. B. Gosselin Chicago, 1969. P. 213–262.

3.  Дика я Л. Г., Махнач А. В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования// Психологический журн. 19 96. Т. 17, №3. С. 137–148.

4.  Петунс О. В. Особенности адаптационных стратегий личности младших школьников в стрессовых ситуациях: дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 252 с.

5.  Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования// Эмоциональный стресс/ под ред. Л. Леви. Л., 1970. С. 178–208.

6.  Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб., 2006. 342 с.

7. Lazarus R. S., Folkman S.Stress, Appraisal and Coping.N.Y., 1984. 486 p.

8.  Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения. Кострома, 2004. 343 с.

9. Lazarus R. S.Patterns of adgustment. N.Y., 1976. 680 p.

10.  Муздыбаев К. Жизненные стратегии с овременной молодежи: межпоколенческий аспект// Журн. социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7, №1. С. 175–189.

11.  Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал. 1994. Т. 15, №1. С. 3–18.

12.  Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. 270 с.

13. Vitaliano P. P. [et al].Coping Profiles Associated With Psychiatric, Physical Health, Work and Family Problems // Health Psychology. 1990. №9(3). P. 348–376.

14.  Чехлатный Е. И., Веселова Н. В. Особенности отнош ения к здоровью и лечению, личностные конфликты и способы их разрешения(копингповедение) у больных неврозами// Интегративные аспекты современной психотерапии. СПб., 1992. С. 95–103.

15. Kaan  N.Coping and defending process of selfenvironment organization. N.Y., 1977. 347 p.

16.  Пиаже Ж. Избр. психологические тр. М., 1994. 680 с.

17.  НартоваБочавер С. К.«Coping behavior» в системе понятий психологии личности// Психологический журн. 1997. Т. 18, №5. С. 20–30.

18. Lazarus R. S., Folkman S.Stress, Appraisal and Coping. N.Y., 1988. 463 p.

19. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006. 479 с.

20. Ядов В. А. Личность как предмет изучения. СПб., 2000. 512 с.

21. Дубровин Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 135 с.

22. Селиванов В. В. Взаимоотношения в малой группе и волевая активность// МатериалыIII Всесоюзного съезда Общества психологов СССР: в5 т. М., 1968. Т. 3, вып. 1. С. 283–285.

23. Мельникова Н. Н. Стратегии поведения в процессе социальнопсихологической адаптации: дис. … канд. психол. наук. СПб., 1999. 194 с.

24.  Акименко А. К. Взаимосвязь представлений о лжи и стратегий поведения в системе социальнопсихологической адаптации личности: дис. … канд. психол. наук. Саратов, 2008. 217 с.

25.  Акименко А. К. Понятие об адаптации, её критериях и механизмах адаптационного процесса// Адаптация 73 Психология социального развития

личности в современном мире: межвуз. сб. науч. тр.Саратов, 2011. Вып. 3. С. 4–17.

26. Знаков В. В. Классификация психологических признаков истинных и неистинных сообщений в коммуникативных ситуациях// Психологический журн.

1999. №2. С. 54–65. 

27. Шамионов Р. М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов, 2004. 264 с.

28. Бочарова Е. Е. Уровневые характеристики в структуре субъективного благополучия личности молодежи// Акмеология. 2012. №1 (41). С. 63–69.

Full text (in Russian):
(downloads: 151)
Short text (in English):
(downloads: 69)