Cite this article as:
Григорьева М. В. Роль адаптационных способностей учащихся в процессе взаимодействия с образовательной средой. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2012, vol. , iss. 3, pp. 11-15. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2012-1-3-11-15
Роль адаптационных способностей учащихся в процессе взаимодействия с образовательной средой
В статье обосновывается необходимость исследования и развития адаптационных способностей выпускников школ; раскрывается содержание понятия «адаптационные способности». Дифференцируются определения адаптационного потенциала, личностного потенциала и адаптационных способностей личности; проанализирована роль адаптационных способностей учащихся в процессе их взаимодействия с образовательной средой. Адаптационные способности характеризуются как качества, способствующие эффективному функционированию динамичной системы взаимодействий индивида со средой.
См.: Григорьева М. В. : 1) Адаптация пятиклассников к новым условиям учебной деятельности // Научно-теоретическое обеспечение профессиональной подготовки студентов педвуза : межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 1996. Вып. VIII. С. 57–60 ;
2) Интеллектуальные механизмы психологической адаптации школьников к условиям обучения // Вестн. Костромск. гос. ун‑та им. Н. А. Не- красова : науч.‑метод. журн. Сер. : Психологические науки. Акмеология образования. 2007. Т. 13, № 1. С. 62–65 ;
3) Школьная адаптация : механизмы и факторы в разных условиях обучения. Саратов, 2008 и др.
2 Личностный потенциал : структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2011. С. 8.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
6 Там же. С. 6.
7 См.: Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал : его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журн. 2001. Т. 22, № 1. С. 16–24.
8 Там же.
9 См.: Григорьева М. В. Психологическая структура и динамика взаимодействия образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации // Психология обучения. 2010. № 6. С. 33–42 ; Григорьева М. В. Эмоциональные процессы и состояния в системе динамичных взаимодействий школьника и образовательной среды // Уч. зап. Пед. ин‑та Саратов. гос. ун‑та им. Н. Г. Чернышевского. Сер. : Психология. Педагогика. 2010. Т. 3, № 3(11). С. 8–13 ; Григорье- ва М. В., Новосельцева А. А. Социально-психологические качества учащихся среднего звена школы как внутренние факторы школьной адаптации // Адаптация личности в современном мире : межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2011. Вып. 3. С. 50–63.
10 См.: Григорьева М. В. К разработке концептуальной модели взаимодействия личности и среды // Мир психологии. 2008. № 1 (53). С. 93–100.
11 См.: Григорьева М. В.Школьная адаптация : механизмы и факторы. Саратов, 2008. 212 с.
12 Барабанщиков В. А. Принцип системности в современной психологии : основания, проблемы, тенденции развития // Идея системности в современной психоло- гии / под ред. В. А. Барабанщикова. М., 2005. С. 35.
13 См.: Григорьева М. В., Шамионов Р. М. Временные соотношения субъектных и личностных проявлений в адаптационном процессе // Известия Волгоградского пед. ун‑та. Сер. : Педагогические науки. 2009. № 9(43). С. 127–130.