Cite this article as:
Якиманская И. С. ШКОЛА КАК ОРГАНИЗАЦИЯ: ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ФОКУС-ГРУППЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2013, vol. , iss. 1, pp. 61-66. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2013-2-1-61-66
ШКОЛА КАК ОРГАНИЗАЦИЯ: ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ФОКУС-ГРУППЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Анализируется опыт применения метода фокус-группы для исследования и описания проблемных зон образовательной среды в условиях общеобразовательной школы. Выявленные проблемные зоны описаны в проекции психосемантической геометрии, художественных изображений и вербальных реакций участников фокус-группы (n=8; педагоги с различным стажем и опытом работы, учителя начальной, средней и старшей школы). Обнаружены основные тенденции в описании проблемных зон образовательной среды членами фокус-группы: достаточно позитивное отношение к понятиям «я», «школа», «общество», с тенденцией к завышению; некоторый приоритет категорий «доминирование» и «подчинение», «нет контакта» и «полное поглощение» в соотношении понятий; выраженное значимое и неактивное отношение к исследуемым понятиям. Автор приходит к выводу, что в целом подобные результаты указывают на существование глубинного конфликта, связанного с противоречием следующих установок: доминировать над окружающими – подчиняться окружающим; изолироваться от окружения – быть полностью поглощенным окружением и утратить себя.
1. Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука : авторский сборник. М., 2003. 496 с.
2. Пригожин А. И. Методы развития организаций. М., 2003. 865 с.
3. Рощин С. К. Психология толпы : анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журн. 1990. Т. 11, № 5. С. 3–16.
4. Свенцицкий А. Л. Социальная психология. М., 2009. 336 с.
5. Бендас Т. В. Психология лидерства. СПб., 2010. 448 с.
6. Якиманская И. С., Карымова О. С. Семантический психогеометрический тест : практическое руководство. Оренбург, 2007. 67 с.
7. Merton R. K. Социальная теория и социальная структура // Социс. 1992. № 4. С. 91–96.