Cite this article as:

Голубева Н. М., Голованова А. А. ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2014, vol. , iss. 2, pp. 125-130. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2014-3-2-125-130


This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
UDC: 
159.9.072
Language: 
Russian

ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Abstract: 

Представлен  теоретический  анализ  современного  состояния проблемы адаптации студентов к вузовской среде. Рассмотрены проявления  и  виды  дезадаптации,  ее  психологические  и  образовательные  риски,  проанализированы  адаптивные  стратегии. Применение  психодиагностического  инструментария  (методика для исследования адаптированности студентов в вузе Т. Д. Дубовицкой,  методика  диагностики  социальнопсихологической адаптации  К. Роджерса  и  Р. Даймонда,  методики  «Адаптивные стратегии поведения», «Стилевая саморегуляция поведения человека» В. И. Моросановой, тест «Алекситимия») на студенческой выборке (n = 130, в возрасте 18–22 лет) позволило выявить, что высокий  уровень  социальнопсихологической  адаптации  и  достаточная адаптированность студентов к учебной деятельности связаны с хорошей саморегуляцией поведения и особенно – с выраженной гибкостью регуляторных процессов, а также с низкой  алекситимией.  Отмечено,  что  адаптированность  студентов к  учебной  группе,  прежде  всего,  обеспечивается  выраженной экспрессивностью,  непрактичностью,  а  также  экстраверсивной направленностью  личности.  Прикладной  аспект  исследуемой проблемы  может  быть  реализован  в  оптимизации  параметров взаимодействия  участников  образовательного  процесса  и  при оказании  психологопедагогической  помощи  студентам  с  трудностями в обучении и профессиональном становлении.

References

1.  Березин  Ф.  Б. Психическая  и  психофизиологическая адаптация человека. М., 1988. 270 с.

2.  Григорьева М. В. Основные концептуальные положения исследования  школьной  адаптации  //  Вектор  науки Тольяттин.  гос. унта.  Сер.  Педагогика,  психология.2011. № 2(5). С. 63–66.

3.  Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб., 2008. 479 с.

4.  Браун Т. П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды : автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2007. 21 с.

5.  Григорьева  М.  В., Шамионов  Р.  М. Временные  соотношения  субъектных  и  личностных  проявлений  в адаптационном  процессе  //  Известия  Волгогр.  гос.пед. унта. Сер. Педагогические науки. 2009. № 9(43). С. 127–130.

6.  Григорьева М. В. Сравнительный анализ механизмов и  факторов  школьной  адаптации  в  разных  условиях обучения : дис. … канд. психол. наук. Саратов, 2005. 179 с.

7.  Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/2/Dubovitskaya_Krilova.phtml  (дата  обращения: 09.01.2014).

8.  Реан А. А.К проблеме социальной адаптации личности // Вестн. СПбГУ. Сер. 6. Философия. Политология. Социология. Психология. Право. Международные отношения. 1995. Вып. 3, № 20. С. 74–79.

9.  Мельникова Н. Н. Диагностика социальнопсихологической адаптации личности : учеб. пособие. Челябинск, 2004. 57 с.

10. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 1998. 672 с.

11. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2009. 544 с.

12. Моросанова В. И., Аронова Е. А. Самосознание и саморегуляция поведения. М., 2007. 213 с.

13. Лаак Я., Бругман Г. Big 5: как измерить человеческую индивидуальность : оценки и описания. М., 2003.112 с.

Full text (in Russian):
(downloads: 136)
Short text (in English):
(downloads: 75)