Cite this article as:
Арендачук И. В. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К РИСКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2014, vol. , iss. 2, pp. 108-113. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2014-3-2-108-113
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К РИСКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Выделены и описаны шесть этапов становления адаптационной готовности личности к рискам образовательной среды в динамике ее жизненного пути, выявлены основные личностные новообразования, определяющие высокий уровень ее развития. Показано, что адаптационная готовность к образовательной среде дошкольного учреждения формируется в раннем детстве, к образовательной среде школы – в дошкольном возрасте. Обосновано, что изменения образовательной среды школы на разных ступенях обучения развивают адаптационную готовность личности к ее рискам, а риски профессионально обусловленной образовательной среды определяют формирование адаптационной готовности к профессиональной деятельности, к профессиональному развитию и самообучению личности.
1. АбульхановаСлавская К. А. Субъект – символ российского самосознания // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 10–28.
2. Арендачук И. В. Адаптационная готовность личности к учебно-профессиональной деятельности : системно-диахронический подход. Современные исследования
социальных проблем : электронный научный журнал. 2013. № 10 (30). URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/10201327/pdf_447 (дата обращения: 22.01.2014).
3. Бочарова Е. Е. Личность как субъект социализации в условиях изменяющегося общества // Перспективы науки. 2012. № 10 (37). С. 27–30.
4. Малышев И. В. Адаптационные возможности выпускников школ в условиях изменяющегося общества // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 3(7). С. 267–273.
5. Шамионов Р. М. Адаптационная готовность выпускников школы и первокурсников вуза во взаимосвязи с социально-психологическими факторами // Психология
обучения. 2012. № 11. С. 116–123.
6. Матулене Г. О социальной адаптации к деятельности (краткий обзор зарубежной литературы) // Психол. журн. 2002. Т. 23, № 5. С. 108–112.
7. Вагапова А. Р. Родительское отношение в семье и формирование адаптационной готовности выпускника школы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология
образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 3. С. 15–17.
8. Северова Л. А. Адаптационные процессы и конкурентоспособность выпускников вузов культуры и искусств в современных рыночных условиях социально-культурной сферы // Образование и культура : научный поиск молодых ученых : альманах. Вып. 2. М., 2011. С. 127–133.
9. Браун Т. П. Адаптация студентов к условиям обуче-ния в вузе как фактор взаимодействия личности с образовательной и социокультурной средой // Вестн.
Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Основной выпуск. 2007. № 3. С. 20–26.