Cite this article as:
Ткачева М. С. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2014, vol. , iss. 2, pp. 174-180. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2014-3-2-174-180
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ
Представлен анализ проблемы формирования навыков психологического самоанализа педагогической деятельности у студентовпрактикантов; предложена новая система заданий по психологии во время педагогической практики, отражающая особенности деятельности самого практиканта: «Мое психическое состояние на уроке» и «Мои взаимоотношения с классным коллективом». Обсуждается содержание отчетов по этим заданиям студентов специальностей «Физика (пед.)», «Русский язык и литература», «Иностранный (английский, немецкий, французский) язык» и «Физическая культура». Выявлены общие и специфические для каждого направления ситуации, влияющие на психическое состояние будущих педагогов, и используемые ими методы оптимизации психического состояния, а также методы активного взаимодействия с ученическим коллективом. Установлен факт связи формы написания отчета с избранной специальностью, что указывает на различия в развитии письменной речи студентов – представителей разных выборок. Характеризуются дальнейшие возможные направления работы со студентами – будущими учителями – по развитию у них навыков психологического самоанализа деятельности.
1. Емельянова С. В. Формирование профессионального самоанализа и самооценки учителя // Директор школы. 2004. № 4. С. 23–24.
2. Лукьянова М. И. Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу в процессе работы // Педагогика. 2005. № 10. С. 56–61.
3. Корепанова Н. В. Профессиональноличностное становление и развитие педагога // Педагогика. 2003. № 3. С. 66–71.
4. Казарицкая Т. А. Компетентность учителя : инструментарий оценки и самооценки // Директор школы. 2004. № 6. С. 16–24.
5. Ткачева М. С. Особенности эмоциональных психических состояний студентовпрактикантов на уроках // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 2. С. 57–61.
6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 1999. 384 с.