Cite this article as:

Спиридонова С. Б. Образ Другого в развитии самопознания школьников. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2015, vol. , iss. 2, pp. 170-172. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2015-4-2-170-172


This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
UDC: 
159:316.6
Language: 
Russian

Образ Другого в развитии самопознания школьников

Abstract: 

Анализируется проблема развития самопознания школьников. Представлен теоретический анализ подходов к проблеме влияния образа Другого на развитие самопознания. Эмпирическое исследование выполнено на выборке, охватывающей более 300 учащихся в возрасте 8–17 лет нескольких школ г. Волгограда. В качестве основного применялся метод свободного самоописания с последующим контент-анализом. Установлено, что в содержании самопознания школьников представлены характеристики значимых других людей, через которые раскрываются собственные качества ребенка. Образ Другого в самопознании учащихся представлен в четырех модальностях: идеальный взрослый, реальный взрослый, идеальный сверстник, реальный сверстник. Психолого-педагогический аспект исследования проблемы предполагает формирование у школьников умения последовательно анализировать образ Другого и сравнивать его сущностные характеристики с особенностями собственной личности.

References

1. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 143 с.

2. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 144 с.

3. Карпушова О. А. Развитие образа сверстника у младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 1. С. 81–85.

Full text (in Russian):
(downloads: 141)
Short text (in English):
(downloads: 65)