Cite this article as:

Акименко А. К. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2014, vol. , iss. 2, pp. 131-141. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2014-3-2-131-141


This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
UDC: 
316.6
Language: 
Russian

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Abstract: 

Изложены  данные  теоретико-эмпирического  анализа  взаимосвязи  временнóй  перспективы  и  уровня  социально-психологической  адаптированности  личности.  Представлены  результаты эмпирического  исследования,  выполненного  в  сравнительном аспекте временных представлений трех категорий старшеклассников (n = 110): учащихся средней общеобразовательной школы, гимназии  и  специальной  коррекционной  школы  восьмого  вида г.  Саратова.  Приведена  развернутая  характеристика  четырех уровней  социальнопсихологической  адаптированности  респондентов.  Представлена  интерпретация  социальнопсихологической адаптации в качестве особого личностного феномена, имеющего  сложную  факторную  структуру  и  систему  определяющих его показателей. Выявлена и охарактеризована содержательносмысловая  структура  временнóй  перспективы  личности старшеклассников, включающая факторы управляемости жизни, ее  смысловой  насыщенности  и  личностной  ответственности  за происходящие события. Обозначены и охарактеризованы основные типы временных перспектив личности старшеклассников в зависимости  от  уровня  их  социальнопсихологической  приспособленности.  Установлены  специфические  особенности  представлений о прошлом, настоящем и будущем в зависимости от половой принадлежности респондентов. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб.

References

1.  Шамионов  Р.  М.  Субъективное  благополучие  личности : психологическая картина и факторы. Саратов, 2008. 296 с.

2.  Акименко  А.  К. Теоретические  основы  исследования  социальнопсихологической  адаптации  личности // Вестн.  Костромского  гос.  унта  им. Н. А. Некрасова. Сер. Психологические науки : «Акмеология образования». 2008. Т. 14, № 1. С. 169–173.

3.  Андреева  Г.  М. Психология  социального  познания : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2000. 288 с.

4.  Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 2003. 456 с.

5.  Ковалев В. И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии / под ред. Л. И. Анциферовой. М., 1988. С. 216–230.

6.  Lewin  K. Field  theory  in  the  social  sciences :  selected theoretical papers. N. Y. 1951. 241 p.

7.  Франк С. Л. Смысл жизни. Брюсссель, 1976. 170 с.

8.  Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2004. 599 с.

9.  Бочарова  Е.  Е. Временнáя  перспектива  личности студента  с  разным  уровнем  адаптационной  готовности // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 1. С. 267–273.

10. Lennings C. J. Selfefficacy and temporal orientation as predictors  of  treatment  outcome  in  severely  dependent alcoholics // Alcoholism treatment quarterly. 1996. № 14. P. 71–79.

11. Кондаков И. М. Временнáя перспектива и мотивационные предпочтения // Журнал прикладной психологии. 1999. № 4. С. 99–113.

12. Zimbardo P. G.& Boyd J. N. Putting time in perspective : A  valid,  reliable  individualdifferences  metric // Journ. of  Personality  and  Social  Psychology.  1999.  № 77. P. 1271–1288.

13. Ковдра А. С. Временнáя перспектива как предиспозиция психологической безопасности личности: дис. … канд. психол. наук. Пятигорск, 2012. 224 с.

14. Zimbardo  P.  G. & Boniwell  I. Balancing  one’s  time perspective in Pursuit of Optimal Functioning // Positive psychology in practice. Hoboken. NJ, 2004. Р. 105–168.

15. Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психол. журн. 2008. Т. 29, № 3. С. 101–109.

16. Арендачук  И.  В. Профессиональное  самопределение старшеклассников  в  разных  условиях  социализации // Изв.  Сарат.  унта.  Нов.  сер.  Сер.  Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 2. С. 139–143.

17. Акименко А. К. Стратегии адаптивного поведения молодежи и их характеристика // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 1. С. 256–260.

18. Вагапова  А.  Р. Социальнопсихологические  аспекты сопровождения процессов направленной социализации молодежи // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 2. С. 146–151.

19. Голованова А. А. К проблеме диагностики социальной креативности // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 1. С. 7–12.

20. Шамионов Р. М. Социализация личности : системнодиахронический подход // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 07.06.2013).

21. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.

22. Кон И. С. Психология ранней юности : книга для учителей. М., 1989. 256 с.

23. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр. психологии. 1988. № 2. С. 19–26

24. Акименко  А.  К. Взаимосвязь  представлений  о  лжи  и стратегий  поведения  современной  молодежи  в  процессе  социальнопсихологической  адаптации // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10, вып. 3. С. 56–61.

Full text (in Russian):
(downloads: 203)
Short text (in English):
(downloads: 79)