Cite this article as:

Бочарова Е. Е. ВРЕМЕННА́ Я ПЕРСПЕКТИВА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ . Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2014, vol. , iss. 1, pp. 57-63. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2014-3-1-57-63


This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
UDC: 
316.6
Language: 
Russian

ВРЕМЕННА́ Я ПЕРСПЕКТИВА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ

Abstract: 

Изложены данные теоретического анализа проблемы временно́й перспективы в соотнесении с адаптационной готовностью личности студента. Показано, что временная перспектива отражает не только будущие цели, ценности личности, но и уровень ее субъектности. Отмечено, что подверженность параметров временной перспективы личности влиянию социальной ситуации жизни конкретного субъекта особенно обостряется в периоды социальных и экономических кризисов общества, в наиболее значимых жизненных контекстах личности. Раскрыты содержание адаптационной готовности и ее уровневое проявление в структурнодинамических характеристиках временной перспективы. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на студенческой выборке (n = 80, 16–17 лет; студенты I курса Социальноэкономического колледжа г. Саратова) с применением диагностического инструментария: методики диагностики социальнопсихологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; методики «Психологическое время личности» (А. Кроник, Е. Головаха); метода мотивационной индукции (MIM) Ж. Нюттена (форма B). Установлены различия структурнодинамических характеристик в зависимости от уровня адаптационной готовности студента. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб. 

References

1.  Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001. 304 с.

2.  Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984. 209 с.

3.  Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М., 2004. 608 с.

4.  АбульхановаСлавская К. А. Жизненные перспективы личности// Психология личности и образ жизни. М., 1987. №6. С. 174–175.

5.  Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.365 с.

6.  Арендачук И. В. Издержки профессиональной социализации личности в деятельности социономического типа// Современные исследования социальных проблем: электронный журн. 2012. №9(17). URL: http://sisp.nkras.ru/eru/issues/2012/9/arendachuk.pdf (дата обращения: 22.12.2013).

7.  Вагапова А. Р. Представления о профессиональном будущем как фактор адаптационной готовности к профессиональной деятельности студентовпсихологов// Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 4(4). С. 38–43.

8.  Филипс Л. Проблемы адаптации человека. СПб., 2000. 616 с.

9.  Налчаджян А. А. Социальнопсихическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. Ереван, 1988. 263 с.

10. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности. СПб., 1998. 324 с.

11. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. 326 с.

12. Шамионов Р. М. Соотношение адаптационной готовности и социальной активности личности// Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5, №2. С. 72–81.

13. АбульхановаСлавская К. А. Проблема определения субъекта в психологии// Субъект действия, взаимодействия, познания. М., 2001. С. 36–52. 

Full text (in Russian):
(downloads: 142)
Short text (in English):
(downloads: 59)